Складирование и транспортирование стали

В условиях строительной площадки, арматурного двора или завода железобетонных изделий большое значение для предохранения арматуры от ржавления имеет правильная организация ее складирования и хранения.

Способы укладки и хранения должны обеспечивать полную сохранность металлов и металлических изделий, удобство и дешевизну всех складских операций, а также быстроту; и удобство учета и контроля наличия материалов на складе.

Арматурная сталь сортируется по диаметрам и длине. Штабели укладываются на расстоянии 0,5 м один от другого. Диаметр стальных прутьев проверяется специальным калибром, кронциркулем или штангенциркулем.

Партия круглой стали, поступающая на склад для дальнейшего изготовления из нее арматуры, должна быть тщательно осмотрена. Стержни, имеющие пузыри, пленки, трещины, перекрученные или разного диаметра по длине (некачественный прокат), отбирают как непригодные. Каждая партия арматурной стали, поступающая на строительство, должна иметь акт заводских испытаний. Если такого акта нет, сталь считается немаркированной. В этом случае производят испытания на загиб крюков и определение предела текучести. Для испытаний отбирают один процент арматурной стали от полученной партии.

Испытание на холодный загиб состоит в том, что прут загибают на 180° вокруг стержня с диаметром, равным двойному диаметру испытываемого образца. После испытания на образцах не должно быть трещин и расслоений.

Определение предела текучести производится в лаборатории.

Горячекатаная арматура периодического профиля после поступления на склад также испытывается на загиб в холодном состоянии (вокруг стержня с диаметром втрое большим диаметра образца) и, в необходимых случаях, на свариваемость.

Металлы и металлические изделия на складе следует предохранять от коррозии, изолируя их от сырости и возможного воздействия грунтовой воды.

Стали различных марок следует отмечать резко отличающейся по цвету краской с торца или на поверхности близ торца.

Для маркировки рекомендуется применять следующие цвета: для стали марки Ст. 0 — зеленый, Ст. 1 — белый, Ст. 2 — желтый, Ст. 3 — красный Ст. 4 — черный.

Условия хранения зависят также от типа и сорта различных металлов и вида металлических изделий. Прутковая сталь, а также катанка должны храниться под навесом на специальных стеллажах, рассортированные по диаметрам (а прямые прутки и по длине).

Прибывающая на строительство стальная арматура периодического профиля должна выгружаться на подкладки; выгружать ее непосредственно на землю запрещается. В остальном условия хранения арматуры периодического профиля такие же, как и гладкой.


На рис. 6 изображен передвижной клеточный стеллаж для прутковой стали. Передвижная конструкция стеллажей позволяет достаточно легко изменять их количество и размещение в зависимости от длины прутков и величины складской площади.

При погрузочно-разгрузочных работах на складах арматурной стали необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

На всех подъемных механизмах должны быть ясно указаны наибольшие допускаемые нагрузки, превышать которые ни в коем случае не разрешается.

Подъем груза должен производиться только при вертикальном положении тросов. Подъемные механизмы оборудуются приспособлениями, при помощи которых груз удерживается в любой точке подъема (храповики, самотормозящие приспособления червячной передачи и т. п.).

Подъемные механизмы снабжают тормозами, которые должны удерживать поднимаемый груз и регулировать скорость его опускания.

Находиться под перемещаемым то складу грузом категорически воспрещается.

Кроме этих основных требований, относящихся к механизированным складским работам, при производстве погрузочно-разгрузочных работ вручную необходимо соблюдать некоторые дополнительные правила.

При переноске материалов по ровной поверхности предельная норма тяжестей на каждого рабочего не должна превышать: для подростков женского пола от 16 до 18 лет — 10 кг, для подростков мужского пола от 16 до 18 лет — 16 кг; для женщин старше 18 лет — 20 кг.

Подростки до 16 лет к работе по переноске тяжестей не допускаются.

Территория склада должна быть обеспечена необходимым количеством проездов и проходов, осветительными точками, а также пожарными постами.

Перевозка арматурных стержней на объект обычно производится на автомашинах с прицепами, на автомашинах-лесовозах на узкоколейных вагонетках с удлиненным кузовом.

Если длина арматурных стержней превышает на 2,0 м длину кузова автомашины, то применение прицепа обязательно.

При перевозке важно предохранить стержни от повреждении (изгибов, разрывов сварных соединений и т. п.). Для этого заготовленные однотипные стержни связывают в пучки. Пучки заготовленной арматуры лучше закладывать в специальные рамы для предохранения от деформаций при перевозке и погрузочно-разгрузочных операциях.

Очень важно следить за тем, чтобы заготовленная арматура доставлялась на объект комплектно, так как иначе могут быть перебои в ее установке. Доставленную арматуру необходимо складывать с учетом последовательности ее установки.