Установка готовых каркасов и укладка  сеток

Арматурщики могут начинать установку арматуры только после подписания акта о приемке опалубки от плотников.

Необходимо проверить соответствие опалубки проектным размерам с учетом допусков, установленных техническими условиями, приведенными в табл. 33.

Перед установкой арматуры проверяется также правильность установки всех так называемых закладных частей, т. е. трубопроводов различного сечения и т. п. деталей, которые затем останутся вместе с арматурой в толще бетона.

Монтаж сварных арматурных пространственных и плоских каркасов, сеток и пакетов на месте установки производится кранами. Выбор типа крана и его грузоподъемности определяется весом и размерами монтируемых каркасов и сеток. Так, например, на строительстве Цимлянского гидроузла для монтажа арматуры были применены портальные краны грузоподъемностью 10 г с вылетом стрелы 30 м. Арматурные каркасы и сетки фундаментных массивов обычно опускаются при помощи автокрана или крана на гусеничном ходу в котлован с установленной опалубкой. Каркасы для больших фундаментов, неудобные для перевозки из-за своих размеров, целесообразно перевозить по частям и укрупнять (собирать) при помощи дуговой сварки непосредственно около места их установки.

Легкие каркасы колонн устанавливают опусканием сверху в опалубку. Через нижнее окно короба опалубки каркас колонны приваривают или привязывают к выпускам арматуры, забетонированной в фундаменте, плите или колонне нижележащего этажа.

Тяжелые (несущие) каркасы колонн вполне возможно устанавливать до установки опалубки. После установки нескольких каркасов их раскрепляют временными диагональными схватками из досок, горбылей и т. п. в двух направлениях для обеспечения устойчивости.

Допускаемые отклонения при установке опалубки

№ п/п Наименование отклонений Величина отклонений (допуск) в мм
1 Отклонения от вертикали плоскостей опалубки и линий их пересечения:
а) на 1 м высоты
5
  б) на всю высоту конструкции фундаментов 20
  в) стен и колонн, поддерживающих монолитные перекрытия, высотой до 5 м 10
  г) то же, высотой более 5 м 15
  д) колонн  каркаса, связанных подкрановыми или обвязочными балками 10
2 Смещение осей опалубки от проектного положения:
а) фундаментов
15
  б) стен и колонн 8
  в) балок и прогонов 10
3 Смещение осей подвижной, катучей и подъемной опалубки относительно осей сооружения 10
4 Отклонения во внутренних размерах поперечных сечений коробов опалубки +5, - 0
5 Наибольшие местные неровности опалубки плит при проверке двухметровой рейкой 3

Каркасы балок, в зависимости от их веса, можно устанавливать краном или вручную. В последнем случае краном сначала поднимают сразу на опалубку несколько каркасов.

При установке вручную (рис. 175) каркас надевается сначала одним, а потом другим концом на выпуски арматуры колонн. Для сохранения взаимного проектного положения плоских сварных каркасов необходимо заготовить и установить через 1.5—2 м по длине специальные шаблоны (рис. 176) из стержней диаметром 4—6 м.


Рис. 175. Последовательность установки каркаса балки в опалубку:
а — каркас поднесен к месту установки; б — один конец каркаса предварительно опущен на временную подкладку, а второй конец, опускается в короб опалубки; в — второй конец каркаса снимается с подкладки и опускается в опалубку


Рис. 176. Шаблоны для установки вертикальных плоских арматурных каркасов в опалубке:
а — шаблоны для крепления верхней части каркасов; б — шаблоны для крепления нижней части каркасов, 1 — плоские арматурные каркасы; 2 — шаблоны

Готовые арматурные сетки раскатывают или раскладывают на опалубке между балками и прогонами.