Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

Дизайн и архитектура связаны между собой наиболее заметно. Предметная среда испытывает на себе те же влияния НТР, развивается в том же направлении, что и индустриальное домостроение, быстро вбирающее в себя все технические достижения.

Когда профессия дизайнеров еще не получила широкой известности, их нередко называли «архитекторами изделий промышленного производства», пытаясь объяснить незнакомое через привычное. Ведь работая над конструкцией, функциональным назначением и внешним обликом предметов, дизайнер действительно напоминает архитектора, занимающегося сходными проблемами интерьеров, разрабатывая малые архитектурные формы.

С развитием практики и теоретических концепций функционализма последних 20 лет соотношение между архитектурой и дизайном получило более детальное обоснование.

Во-первых, промышленные изделия и целые системы жизнеобеспечения, проектируемые дизайнерами, просто немыслимы вне архитектурной среды» Их формы бывают прямо соотнесены с современными пространственными решениями. Недаром почти все крупные архитекторы XX в. оказали заметное влияние и на теорию, и на преподавание основ дизайна в учебных заведениях.

Во-вторых, благодаря активной практике дизайнеров его интеграция с архитектурой стала наглядной реальностью. Нынешние города, отдельные общественные и жилые здания, не говоря уже о промышленной архитектуре, включают в себя множество дизайнерских объектов: от транспортных путей и оборудования улиц до системы энергоснабжения, от общих объемно-пространственных и цветовых решений до разработки сигнально-предупреждающей и опознавательной окраски.

В-третьих, между архитектурой и дизайном появляется много общего при функциональной и эстетической оценке новейших сооружений и окружающей предметной среды, состоящих в основном из продукции массового машинного производства. У них единые критерии, во многом определяемые критериями технической эстетики.

В октябре 1983 г. в Италии (г. Милане) состоялся очередной, XIII конгресс ИКСИД. На нем обсуждались многообразные отношения человека и городской среды. Конгресс проходил под названием «От ложки к городу», что символизировало шпроту и взаимопроникновение дизайнерского и архитектурного типов мышления. Оба они одинаково заняты оформлением городского пространства — от микромасштаба непосредственного человеческого окружения, какими являются предметы первой необходимости, до макромасштаба целых урбанополисов, которые могут тянуться на целые десятки километров.

Архитекторы и дизайнеры многих стран мира противостоят сегодня общей опасности — наступлению индифферентной к внешнему виду технологии и отвлеченной красивости предметных форм, одинаковости типовых решений и символической запуганности модных художественных течений, особенно распространившихся в 70-е годы.

Архитектура и дизайн новейшего времени сродни друг другу еще и тем, что в них исчезает приверженность к исторически закрепляемой, нормативной системе определенного стиля. Техника и функциональные требования непрерывно видоизменяются, требуя от архитекторов и дизайнеров их зримого выражения в пластике, конкретных формах, в выработке вкусовых норм и предпочтений со стороны широких масс потребителей.

Тенденция к сближению архитектуры и дизайна заметна и в переносе творческих проблем архитектуры с решения фасадов зданий на внутреннее пространство, на восприятие городской среды с самых неожиданных точек зрения. Сегодня город утрачивает свою былую статичность, замкнутость. Он состоит из большого числа пространственных единиц, размещенных то ниже уровня улиц, то над сетью транспортных путей, поднят на подиумы, нависает высоко над землей. Каково бы ни было мнение об эстетической ценности такого многомерного города, в нем доминирует явно выраженная тенденция перейти от строительства отдельных сооружений к проектированию крупномасштабных зон, кажущихся издали бесформенными, которые детализуются и становятся более или менее ясными по мере приближения к ним, по мере вхождения в их внешне неразличимое, но очень сложное внутреннее пространство. Ставшие привычными для нас сочетания архитектуры и предметной среды в метро, подземных переходах, в пешеходных зонах, в торговых центрах являются общим объектом творчества архитекторов и дизайнеров, художников-оформителей.