Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

Людям приходится жить в городах, где соседствуют вроде бы совершенно несоизмеримые элементы: сверхчеловеческий масштаб многомиллионных населенных пунктов и интимность художественно-образного восприятия непосредственного окружения; стабильность и ясность, к которой стремится каждое городское новообразование, и мобильность изменения окружающего ландшафта (то тут, то там возникают новые здания, меняется высотность застройки, реклама и наглядная агитация преобразовывают облик среды, меняется вид городского транспорта и т. д.); приверженность к национальной самобытности и стирание ее в общих, международных формах.

Решение, удовлетворяющее всем этим требованиям, может быть найдено только в совместной деятельности архитекторов, дизайнеров, социологов, специалистов по эстетическому восприятию среды, представителей индустрии и экономики. Эта интеграция может и должна быть проанализирована с позиций эстетики.

Но между дизайнером и архитектурой, если мы рассматриваем их как виды художественного творчества, существуют и принципиальные различия. Архитектура оперирует огромными объемами строительства для решения сложных социальных задач. Она может быть обращена к эмоционально-чувственной стороне нашего восприятия и стремится создать уникальный, неповторимый художественный образ, неотделимый от данного района, его климата, от функции сооружения. Дизайнеры занимаются предметными формами, их работа полностью вписывается в общее архитектурное решение. Кроме того, они никогда не претендуют на уникальность, хотя в отдельных случаях дизайнерские решения могут быть одноразовыми (при создании единичных образцов научных приборов, космической техники). Все, что создается дизайнерами, должно легко входить в любую окружающую среду. Так, потоки автомобилей входят в среду городских транспортных артерий, радио и телевидение, сложные музыкальные центры воспринимаются вполне органично в разной среде интерьера. Дизайн больше, чем архитектура, обращен к антропологическим чертам человека вообще, а не к конкретному потребителю.

Эти различия приводят к полярным по отношению друг IK другу оценкам взаимовлияния архитектуры и дизайна. Существует тенденция их полного размежевания по их художественно-творческому подходу. Если дизайн и может влиять на архитектуру, то согласно первой позиции это происходит в области строительной индустрии, когда вырабатываются основные модульные размеры, когда идет поиск современных материалов для строительства, т. е. задолго до возведения конкретных зданий и целых архитектурных комплексов.

Другая тенденция — провозглашение принципов «глобального дизайна», который якобы включает в себя и то аспекты, которые традиционно считались чисто архитектурными: общие пространственные решения, функциональнее зонирование, выработка цветовой системы окружающей среды. Архитектура согласно второй позиции уступает место дизайну «як универсальному проектному мышлению, поскольку она издавна была ориентирована на создание статичной пространственной среды, неизменяемой в течение долгого времени. Сейчас доминирует иная тенденция — непрерывная эволюция архитектурного окружения, что зависит не только от развития индустрии, но и от постоянного совершенствования комфортных условий.

Ведущие критики в области архитектуры много пишут о причинах упадка современного архитектурного мышления в буржуазных промышленно развитых странах. Альтернативой архитектуры они считают дизайн. Так, американец Дж. Нельсон не раз называл в качестве одной из причин такого упадка использование в строительстве преимущественно искусственно созданных материалов с заранее заданными свойствами, а также совершенствование технологии, позволяющей воплотить в реальность любую пространственную идею. Поэтому представителям архитектурной профессии не надо затрачивать так много усилий, как раньше, чтобы разобраться в предлагаемом им арсенале средств. Им достаточно дать самые предварительные эскизы инженерам-проектировщикам, и здание все равно будет построено, а что было предложено не совсем верно — исправлено.