Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

Специализированные же дизайнерские выставки были ориентированы в первую очередь на сферу производства и непосредственного, утилитарного потребления.

В последние годы положение в наших пластических, искусствах стало меняться. Живопись и скульптура стремятся к новой предметности, к вещной декоративности, а предметные виды творчества — к многосложности сюжетного рассказа, к осмыслению положения человека в конкретной жизненной среде, к обыгрыванию конструкций и контрастов и материала, и цвета. Современные дизайнерские проекты, особенно те, которые показывают возможные ситуации включения человека в создаваемую среду, оказываются близки им но характеру, отражают многосложность восприятия мира.

В начале 80-х годов наряду с большими выставками изобразительного и декоративного искусства стали устраиваться и выставки дизайна среды. В них охватываются практически все аспекты реальной жизни. Они демонстрируют, что здания, вещи, реклама, транспорт, фрагменты сохранившегося и реконструируемого прошлого — основа культуры общества, а сам процесс их создания — один из важнейших видов творческого труда.

Произведения дизайна близки по своей сущности декоративно-прикладному искусству, но во многом и отличаются от него. Художники-прикладники стремятся к тому, чтобы их замысел и уникальное художественное исполнение были слиты. Поэтому их вещи вполне естественно входят в один ряд с произведениями изобразительного искусства. Их образные решения, их интерпретация материала, объемов и линий, цвета воспринимаются как грани одного и того же, единого творческого процесса.

В дизайне и близком к нему оформительском искусстве путь от первоначального замысла до конечного исполнения неизмеримо шире и включает в себя большое число дополнительных компонентов. Они только задают направление для производства. Любое новшество, принципиально влияющее на изменение технологии производства, требует коллективных усилий инженеров, технологов, руководителей предприятий, что определяет различную свободу творчества в зависимости от объективных технических и экономических условий. Да и конечные результаты дизайнерской деятельности, взятые в их непосредственной реальности, никогда не поместились бы в выставочные залы, где они должны были бы соседствовать с произведениями декоративно-прикладного искусства. Фотографии с натуры, даже детальные, также оказываются в первую очередь фотохроникой повседневности. Труд художника растворяется в них среди труда множества других исполнителей.

Как же показывать дизайн в художественном плане? Лучше всего он раскрывается в показе проектной деятельности, начиная с первых, поисковых эскизов и макетов будущих пространственных решений до опытных образцов-эталонов, когда становятся видны все градации и пути художественного поиска.

Это может быть создание визуальных коммуникаций в городе и все то, что мы объединяем понятием «графический дизайн», т. е. создание плакатов, оформление книжно-журнальной и газетной печатной продукции, «суперграфика», покрывающая изображениями глухие стены и даже фасады зданий, графические заставки в телепередачах, оформление витрин магазинов и выставок, наглядная агитация. Графический дизайн представляет собой один из самых динамичных разделов искусства, выходящих на первый план визуального восприятия действительности, прямо опирающийся на достижения современной техники. Он охватывает большое число творческих и производственных проблем, в центре которых находятся проблемы всеобщего визуального языка современности, возвышающиеся над разнообразием лингвистических языковых проблем, поиски в области типографии, ориентированной на новейшие изобретения полиграфической и издательской технологии, возможности фотографики.

По своей природе графический дизайн интернационален, в чем легко убедиться, сравнивая, как выглядят улицы городов различных стран и континентов хотя бы по телевидению, но он имеет и яркие национальные особенности, поскольку пользуется символами, исторически сложившимися понятиями и образами, свойственными региональным культурам, и обращается не только к разуму, но и к чувству людей.

Без графического дизайна трудно представить себе протекание общественной жизни: без него не обходятся ни народные празднества, ни спортивные соревнования, ни марши мира. В графическом дизайне нуждается современное производство, мобилизуя людей на повышение производительности труда, пропагандируя научные знания и профессиональные навыки.