Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

Графический дизайн лежит в основе создания системы визуальной информации для фирменных стилей и даже целых отраслей промышленности. В рамках крупных дизайн-программ разрабатываются трехмерные матрицы единого цветографического языка. С их помощью определяют, какие конкретные графические средства (буквенные, знаковые и цветовые) могут быть использованы для деловой документации, упаковки товаров, необходимых технических и рекламных надписей и т. д. Они включают шрифт и его модификации, символы и визуальные коды, товарные знаки, модульные размеры — все, вплоть до экипировки персонала и обслуживающего транспорта.

Другим видом интеграции дизайна с оформительским искусством, графикой и архитектурой является искусство выставочного ансамбля. В XX в. люди привыкли к бесчисленному количеству самых разнообразных выставок. Периодически проводятся всемирные выставки, международные смотры, посвященные достижениям пауки и техники, искусства, здравоохранения. Выставки являются зрелищем и выполняют конкретную функцию. Наряду с наиболее действенными средствами массовой информации (газетами, радио, телевидением) они адресованы буквально всем слоям населения, утверждая общественные идеалы, привлекая своей яркостью, доходчивостью, острым чувством современности.

Отличительной чертой выставочных экспозиций является сочетание деловых, серьезных натурных экспонатов со специально организованным художниками и архитекторами зрелищем. Они представляют собой образец современного синтеза искусств, который предлагается зрителям в неожиданной, запоминающейся форме, связывая между собой иногда очень отдаленные культуры.

Выставочное оборудование с годами все усложняется и является результатом совместных усилий художников-оформителей, инженеров-конструкторов, экспозиционеров. Они активно пользуются новейшими средствами визуальных коммуникаций, добиваясь единства научно-технического прогресса и современных форм художественной выразительности.

Художники-оформители и дизайнеры являются обязательными участниками создания музейных экспозиций. Роль музеев непрерывно повышается в культуре нашего времени. Они становятся одним из важнейших средств формирования знания и образного представления о жизни, культуре, искусстве прошлого и настоящего. Какими бы они ни были по своей тематике (историческими, военно-революционными, краеведческими, политехническими или художественными), их всех объединяет неразрывная слитность музейной экспозиции с художественно-образными представлениями современности, придающими ей динамичность, полифункциональность и самоценность предметно-пространственного решения.

Говоря о взаимодействии дизайна и оформительского искусства с другими видами художественного творчества, мы можем отметить общие для них социально-эстетические устремления: демократизацию и деромантизацию поисков художественного образа, соответствующего меняющимся установкам людей на восприятие окружающего мира в эпоху НТР. Окружающее пространство, характер перемещения в нем людей, цветовая культура, с которыми мы встречаемся непосредственно в жизни, влияют на стилеобразование и в дизайне, и в изобразительном искусстве. Дизайнеры и художники-оформители упорядочивают, преображают окружающий предметный мир, влияя на чувство формы, материала, цвета, которые заложены в каждом человеке и непрерывно реализуются в быту (в отношении к одежде, вещам, архитектуре). Изобразительное искусство отражает окружение людей в более сложных по содержанию, фиксированных образах, в опосредованной форме. Но их устремления сливаются в выработке норм, вкуса, эстетического идеала эпохи. Особенно это заметно в крупных комплексных проектах и художественном прогнозировании среды будущего. Эстетическое и этическое сливаются здесь в неразрывное единство, отражаясь в программах творческих направлений и школ в дизайне и искусстве в целом.