Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР

В послевоенные годы дизайн стал полноправным видом художественного творчества. Во многих странах сложилась развитая система дизайнерских служб — от инженерно-конструкторских подразделений на предприятиях, в составе которых работают художники и где уделяется специальное внимание проработке внешнего вида изделий, до самостоятельных , художественно-конструкторских бюро, разрабатывающих серии однотипных изделий, проектирующих стиль целой отрасли, производства. Шпрота охвата предметной среды отразилась в дискуссиях о границах и основных методах деятельности дизайнеров. Не раз высказывались пожелания дать общее определение дизайна как профессии, которое могло бы стать международным.

Первые такие определения появились в 50-е годы и формулировались в основном теоретиками искусства. Главной задачей дизайна стала считаться выработка рекомендаций представителям промышленности по ассортименту выпускаемой продукции и ее внешнему виду (например, в определениях дизайна, данных английским теоретиком искусства М. Блэком). При этом художник мог сосредоточить свое умение не на всех аспектах производства, а на тех, от которых непосредственно зависит конечный облик продукта. Такой художник может по мере необходимости проникать в инженерную сферу, требовать серьезных изменений, но чаще всего он ограничивается выявлением уже имеющихся, скрытых возможностей производства.

Согласно этому же определению художник считается дизайнером, если занимается только рекламой, оформляет упаковку и организует продажу изделий, влияя тем самым на вкусы и запросы потребителей. Дизайнерские бюро берут на себя разработку торговой политики, создают фирменные стили и тесно связаны с рекламной графикой, кино, телевидением. Дизайнер может работать и в сфере художественной промышленности, где обработка изделий ведется полумеханическим способом, — в стекольном производстве, на выпуске уникальных изделий из фарфора и фаянса, при мебельных фабриках, в художественных мастерских, запятых реквизитом для театральных постановок, для телестудий и киностудий. Но он считается дизайнером только в том случае, если созданные по его эскизам или моделям-эталонам вещи выпускаются сериями, поступают в массовую продажу и изготавливаются коллективами рабочих, наладчиков, отделочников и т. д.

В такой трактовке отразились давние связи дизайна с декоративно-прикладным искусством, которое воспринималось как более широкое поле, из которого вышел дизайн, ориентируясь на машинное производство. В творческом же плане между ними традиционно сохраняется много общего и произведения дизайна вполне естественно должны соседствовать на художественных выставках рядом с декоративно-прикладным искусством, как его разновидность и дополнение.

Позднее, в 60-е годы, когда подобная трактовка стала казаться слишком профессионально суженной, она дополнилась целым рядом показателей, отражающих связи дизайна с общественным производством и потреблением. Одна из формулировок была принята в качестве рабочего определения дизайна Международным советом обществ по художественному конструированию (ИКСИД), в состав которого входит 67 профессиональных организаций из 37 стран мира, представляющих различные континенты и государства с различными политическими системами. Согласно этой формулировке «дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к- внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство, с точки зрения как изготовителя, так и потребителя.. Дизайн стремится охватить все стороны окружающей человека среды, на формирование которых оказывает влияние промышленное производство». Уточнения вызывались не просто желанием расширить или направить обсуждение задач дизайна в эпоху НТР, но и заявить место дизайнеров в общественном производстве. В последние годы дизайн все теснее связывают с решением глобальных проблем человеческого бытия, с экономией природных ресурсов, борьбой против загрязнения окружающей среды, за обеспечение жизни людей в экстремальных условиях. Здесь дизайн непосредственно соединяется с решением наиболее актуальных гуманитарных, социальных и научно-технических аспектов современной жизни.

Исходя из этих проблем, стоящих перед дизайном как видом проектной творческой деятельности, рассмотрим его взаимодействие с архитектурой и теми видами искусства, которые воздействуют на формирование современной предметной среды, стиля жизни, что представляет безусловный интерес для эстетики как науки.