Страницы: 1 2 3 4 5

Техническая эстетика в системе эстетического знания

В художественной критике и эстетике было замечено, что появление большого количества новых предметных форм под воздействием научно-технической революции приводит в массовых масштабах к новым представлениям о красивом. Причем они становятся заметным явлением художественной культуры. Это также требовало специального теоретического осмысления, которым и занялись искусствоведы и эстетики, разрабатывавшие основы технической эстетики.

Итак, техническая эстетика — научная дисциплина, изучающая целый ряд проблем развития предметной среды. Она выступает как теория дизайна. Техническая эстетика развивается на стыке эстетики, искусствознания, социологии, эргономики, экономики, теории управления производством. Она не может охватить всю эстетическую проблематику окружающего материального мира и предметного творчества, к которым мы относим строительство и архитектуру, ремесла и художественную промышленность, прикладное и декоративно-оформительское искусство, индустриально изготавливаемые предметы, необходимые для жизни людей. Предмет технической эстетики локальнее. Она постоянно тяготеет к той грани, на которой встречаются технические и эстетические аспекты предметной среды. Но она не ограничивается только эстетическим аспектом. Техническая эстетика рассматривает принципы организации предметной среды в соответствии с социально-экономическими и функциональными потребностями людей, с учетом требований производства, торговли. Свойственные ей междисциплинарные связи порождены интеграцией наук в условиях научно-технической революции, когда в производственный процесс усиливается внедрение достижений  общегуманитарных знаний и специальных наук о человеке. В этом отношении техническая эстетика ближе всего стоит к теории архитектурного проектирования.

Основные темы технической эстетики — выявление природы и специфики дизайна как вида эстетической деятельности, изучение взаимодействия процессов формообразования в предметно-художественной и инженерно-технических сферах творчества, интеграция дизайна с другими видами искусства в эпоху НТР.

Техническая эстетика много внимания обращает на свойства материалов, в том числе и совершенно новых, проектируемых в соответствии с заранее планируемыми параметрами. Ведь дизайнеры в своем творчестве не переходят рубеж художественно-образного преображения материала, которое характерно для изобразительного искусства, когда зритель перестает (и должен перестать) ощущать естественность исходного, «сырого» камня, холста, краски, бумаги и пр. Формы, с которыми имеют дело дизайнеры, остаются формами самой жизни.

Далее. Техническая эстетика исследует, как человек ориентируется в многообразии предметной среды, как ее элементы объединяются между собой типологически. Для этого необходимо детальное знание механизмов эмоционального, эстетического восприятия людьми предметно-пространственного окружения — как в процессе трудовой деятельности, так и во время отдыха.

Преобразование сложившейся предметной среды сопряжено с ломкой существующих форм и систем, с изобретением, предвидением нового, и не только в техническом, но и в эстетическом плане. Для этого и включают в проектные коллективы профессиональных художников, поскольку художественное восприятие принципиально целостно и прогностично. Художник обладает даром моделирования среды в конкретных образах. Он способен уловить и зафиксировать надвигающиеся изменения в условных проектных формах - (эскизах, макетах, экспериментальных предложениях). Художник отличается значительной по объему зрительной памятью и способен ассимилировать только что рождающиеся, еще чуждые художественной культуре технические формы.