Страницы: 1 2 3 4 5

Техническая эстетика в системе эстетического знания

Эстетика труда дает возможность наряду с эргономикой выявить собственно эстетические аспекты, от которых зависит эмоциональный настрой в процессе труда (они касаются внешнего вида и характера орудий труда, рабочих мест, производственной среды в целом), представить последний как полноценную творческую деятельность.

В литературе встречается также понятие «эстетика производства». Она занимается преимущественно производственной средой, выступающей как предметно-пространственный комплекс, предназначенный для протекания в нем определенных производственных процессов. Это может быть полностью автоматизированное предприятие, рассчитанное на кратковременное пребывание в нем людей, в основном наладчиков. В таком случае производственная эстетика обращает внимание на то, как создаются и собираются элементы этого комплекса, как происходит наладка, ремонт, слежение за ритмом его работы. Это может быть среда, в которой люди трудятся постоянно и, не покидая ее, получают кратковременный отдых (иногда прямо на рабочем место, иногда в специальных зонах отдыха).

Эстетические исследования производственной среды показывают, что эстетическое начало, присущее производительному труду, тесно связано с многими внехудожественными аспектами. В производство привносятся многие привычки и ритм труда, характерные для бытовой среды. С другой стороны, современное производство оказывает сильное стилистическое влияние на развитие самой бытовой среды, выступает для нее в качестве более высокоразвитого образца, приводя к распространению моды на «технический» стиль.

Орудия труда в процессе своего совершенствования могут развиваться по пути, не совпадающему с эволюцией естественных способностей человека. Человек вынужден прилагать большие усилия, чтобы ориентироваться в современной производственной среде, приобретать специальные знания и навыки для работы с переусложненной техникой. Задачей эстетики производства является адаптация, приспособление техники к возможностям человека — по конструкции и. визуально воспринимаемым формам. Это требует научного и художественно-образного подхода к производственной среде и месту человека в ней, решения не только практических, но и многих общетеоретических проблем, в ряду которых проблемы эстетики занимают не последнее место.