Страницы: 1 2 3 4 5 6

Дизайн как проектная творческая деятельность

Все это не только удорожало продукцию и отрицательно сказывалось на совершенствовании производственных процессов. Специальное украшение конструкций становилось по преимуществу экономической категорией и превращалось в паллиатив культуры. Эти украшения легко было критиковать как ненужные излишества, потерявшие смысл в условиях индустриального производства, поскольку они имитировали методы ручного, ремесленного труда, переносимые в новые условия механическим путем.

Главной проблемой являлось достижение  качественности исполнения, сохранение норм достигнутого в прошлом мастерства, которое было обязательным при трудоемких процессах, но быстро утрачивалось, когда выпуск изделий ставился на безликий поток конвейера. Борьба художников за новую эстетику промышленных форм была борьбой за такие эстетические критерии, которые соответствовали бы и порождались бы изменившимися методами производства. Для этого следовало поставить различные типы производства в исторически последовательный ряд и проанализировать, как форма вещи порождается ее функцией и способами обработки материала.

Наглядный урок соотношения техники и эстетики могут дать любые периоды истории материальной культуры: от создания греческих ваз, от технических конструкций эпохи средневековья до машинной техники эпохи промышленных революций.

Сегодня этой теме посвящены многие выставки по истории техники, где определяются границы эстетического влияния дизайна, переступая которые, он теряет свою силу, свое социальное и художественное воздействие.

Наиболее неопределенная грань между дизайном и недизайном проходит там, где мы говорим об объективности, целесообразности форм, встречающихся в природе и предметном окружении. Кристаллы, раковины, растения, подобранные но признаку одинаковых формальных решений, показывают, что дизайн тесно связан с использованием природных закономерностей, что учиться у природы не только желательно, по и необходимо. Об этом свидетельствует и история искусства, показывающая, насколько плодотворно выявление геометрических и композиционных правил в окружающей неживой и живой природе. Собственно говоря, в этом плане мы довольно условно разделяем окружающий мир на чисто природный и искусственный. Все созданное людьми остается частью природы, особенно те здания, предметы, которые рассчитаны на длительный срок существования. Неудачные или противоречащие законам природы решения быстро устаревают и выключаются из культуры, о них забывают, а лучшие из таких решений со временем приобретают качества «вечной формы».

Если случайных или неправильных решений накапливается довольно много (что произошло в XIX и в начале XX в., когда технический прогресс породил- множество случайных и необдуманных форм), они нарушают развитие материальной и художественной культуры, препятствуют функциональному развитию среды. Дизайн в этом случае выступает как одно из средств регулирования предметного формообразования, как это было в медленном, стихийном отборе форм в ремеслах прошлого, в народном предметном творчестве. Он ищет базовых решений для основных видов современной промышленной продукции.

На стыке техники и природы дизайн соприкасается с бионикой. Бионика представляет собой одну из новых научных дисциплин, ее название образовано от английского слова «бион» — «элемент жизни». Она занимается преимущественно техническими аспектами формообразования (на базе изучения биологических систем), в том числе и в архитектуре, где трансформируются фрагменты форм живой природы (стеблей растений, панцирей моллюсков, различных сопряжений в строении скелетов животных с характерными для них принципами сжатия, растяжения изгиба форм и т. д.). Но если бионика концентрирует свое внимание на инструментальном подходе к форме, то дизайн не повторяет природную форму прямо, образно, а стремится к свойственному природным образованиям сохранению функции в условиях непрерывного развития того или иного вида растений и животных, помещенных в определенную окружающую среду. Дизайнер стремится в ряду отличающихся друг от друга, изделий найти и сохранить основную константу форм, их назначение, соответствие цели.