Страницы: 1 2 3 4 5 6

Дизайн как проектная творческая деятельность

Для появления профессии дизайнера нужно было нечто большее. Она возникла в период резкого обособления служб проектирования в сфере промышленности по отношению к существующим системам производства, которые начали претендовать на действенную силу в развитии культуры. Это произошло в момент соединения научно-технической революции XX в. с социальными революционными процессами, охватившими многие страны мира. В этих условиях дизайн стал связующим звеном и материальной и духовной культуры общества, особенно необходимым при таком ускорении смены форм предметной среды, когда одни формы, не успевая достигнуть зрелости, начинали вытесняться новыми, под воздействием изобретения новых способов использования энергии, новых материалов и функций вещей. Критерии оценки оказывались при этом все подвижнее. Что раньше казалось в технике безобразным, начинало восприниматься как красивое, а прежние нормы красоты, теряя свое былое, чисто функциональное обоснование, превращались в художественном восприятии людей в излишнюю, нелепую декоративность.

Но несмотря на относительность эстетических вкусов и норм, проявившуюся в периоды смены многих элементов окружающей предметной среды, дизайн выступил в качестве более крупномасштабной жизнеутверждающей силы, способной сохранить и развивать дальше основные ценности утилитарных предметных художественных форм. Дизайн проявил себя как сильное средство воздействия на предметную среду.

Дизайн мог способствовать моральному устареванию существующих технических форм. Он вытеснял более модные и внешне современные формы. Но с помощью дизайна можно было и сознательно задерживать неоправданную смену одних технических моделей другими вплоть до появления застывших штампов формы, которые становились основой «фирменного стиля» или «фирменной линии». В условиях развития капиталистического рынка все это внедрялось в массовое художественное сознание в результате специально подготовленных рекламных мероприятий, специализированных смотров, торговой политики.

Изолируясь от сферы искусства с ее самостоятельно существующими вторичными образами, растворяясь непосредственно в жизни, дизайн начал связывать объекты своего творчества с культурой более длинным путем — через экономику с присущими ой категориями оценки качества и новизны изделий, через долговременное программирование производственного процесса.

Вместе с тем дизайн — неоднородное явление. На его трактовку и пути развития постоянно влияют социально-экономические и общественно-политические факторы жизни. В результате могут складываться принципиально отличающиеся друг от друга модели его сущности как профессии. Например, дизайн мог рассматриваться как один из наиболее действенных инструментов социального преобразования среды, когда социально-политические изменения в обществе уже произошли. Эта модель сформировалась под влиянием начавшегося построения социализма в России 20-х годов, когда надо было в кратчайшие сроки создать новые общественные отношения, включающие в себя и переосмысление бытового окружения, заложить основы индустрии нового типа, учитывая необходимость ускоренного развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления, что обусловливалось необходимостью построения социализма в одной стране, находящейся в окружении враждебного капиталистического мира.

В дизайне, развивавшемся в контексте западноевропейской художественной культуры 20—30-х годов, в первую очередь подчеркивалась творческая активность проектировщиков, создающих новый стиль бытовой среды, не имеющей аналогов в истории.

Теории дизайна, возникшие на Западе в годы преодоления мирового экономического кризиса рубежа 20—30-х годов, определялись главным образом коммерческими устремлениями в производстве товаров широкого потребления, что привело к превалированию в них вопросов технологии, учета колебаний массового спроса и т. д.

Остановимся на этих моделях подробнее.