Страницы: 1 2 3 4 5 6

Дизайн как проектная творческая деятельность

За годы развития дизайна как самостоятельного вида творческой деятельности накопилось множество доводов, рассуждений, взглядов на его природу и основные цели, методы творчества. Схожие между собой в главном, они отличаются значительным многообразием трактовок, в которых нашли отражение особенности зарождения дизайна в определенное время, в определенных социально-экономических условиях, культуре. В частности, до сих пор нет единого мнения по поводу причин и даже точного времени формирования дизайна как профессии.

Самую старую дату — в 100 лет — определяют по английскому движению «за связь искусств и ремесел», крупнейшей фигурой которого был теоретик искусства, общественный деятель и художник-практик У. Моррис. Именно тогда, в 70—80-е годы прошлого века, в рамках этого движения были сформулированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, концепции предметной среды. Моррис выступил против издержек новой, машинной цивилизации, придав своей критике значительный социальный пафос. Но в то же время он был убежден, что каждая историческая эпоха, каждое поколение людей имеют равные художественные возможности. Важно лишь понять, как распределяется способность народа к творчеству. Так, по мнению Морриса, в период Возрождения на первый план вышли изобразительные искусства. Усилия профессиональных художников были сосредоточены на очень узком участке культуры, а производство повседневного предметно-пространственного окружения перестало считаться творчеством. Во всяком случае оно лишилось ореола высокого искусства. По мнению Морриса, такое разделение стало особенно залетным с развитием буржуазного общества. Отсюда и возникла задача — снова возбудить интерес к творческому труду среди самых широких масс населения. Так художник пришел к теоретическому переосмыслению «малых искусств», обратился к трудовому началу в самой художественной деятельности, поставил вопросы демократизации среды средствами искусства.

Согласно другой сложившейся традиции, дату возникновения профессии дизайнера переносят на начало XX в., когда художники заняли ведущие посты в некоторых сферах современного индустриального производства, например на заводах, выпускающих электротехнические приборы, автомобили. В результате возник симбиоз художественных предвидений предметной среды будущего и новых технических форм, которые, попадая в стихийно развивающееся предметное окружение, приобретают качества художественных, стилевых форм.

Существует мнение, что о дизайне как профессии можно говорить только с того момента, когда были выпущены первые дипломированные специалисты, т. е. когда сложились -школы, методика преподавания, представляющие собой сумму упорядоченных знаний, когда появились преподаватели, способные гуманитарно очертить границы своей профессии. В таком случае дизайн как профессия сформировался в 20-е годы XX в., когда в Советской России начали работать Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые готовили «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования», а в Германии открылась школа под названием «Баухауз», выпускавшая специалистов в области предметно-пространственных искусств.

Все, что было до этого, можно считать протодизайном, проявлением тех или иных аспектов предметного художественного творчества, но, по существу, не являющихся профессиональным дизайном. Однако для эстетических исследований предметной среды и феномена художественной формы протодизайн представляет значительный интерес.

По нашему мнению, дизайнерское начало существовало всегда, с первых шагов преобразовательной деятельности человека. В этом можно убедиться, посетив первые залы исторических и этнографических музеев, где демонстрируются образцы материальной культуры древнейших времен. Они несут на себе отпечаток нерасторжимого единства технического совершенства и художественной ценности. Орудия из камня, дерева, металла вызывают не только чувство восхищения лаконичностью, отшлифованностью форм, но и свидетельствуют о том, что их формы в дополнение к утилитарной функции имели символическое, а нередко и магическое значение, способствовавшее передаче опыта и традиций из поколения в поколение.

Дизайнерское начало в древнейших орудиях было отражением «целеположенной» и «целесообразной деятельности» (К. Маркс) и соответствовало тому двуединству основных компонентов любого творческого труда, которое можно определить как действие и сознание, при сохранении чувственно богатой основы труда.