Заключение

Современный дизайн в условиях развитого социалистического общества очень широко входит в повседневную практику. Ни одна область техники не может обойтись сегодня без учета «человеческого фактора», без детальной проработки проблем формы, ее рациональности, эстетического совершенства. Если сравнить технические изделия нескольких поколений, то заметно значительное улучшение их не только по чисто техническим параметрам, но и с позиций требований массового потребителя. Это касается, например, бытовой радиоаппаратуры, орудий труда, средств транспорта, малых архитектурных форм, создание которых уже немыслимо без участия дизайнеров. Даже в обычном инженерном проектировании, где не принято приглашать известных художников, проекты и изделия поднимаются на более качественный уровень и достигают известной стилистической целостности и даже рафинированности внешнего вида.

Но его главная задача определяется высшей целью общественного производства — наиболее полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. В условиях построения развитого социалистического общества перед дизайном и технической эстетикой как его теорией встают практические вопросы: соотнесения социалистического образа жизни и материальной среды, в которой она протекает, реального улучшения труда и быта людей, формирования разумных потребностей и высокого вкуса, без чего нельзя достичь подлинной цивилизованности. Это означает, что дизайнеры-практики и все, кто входит в дизайнерские проектные коллективы, концентрируют свое внимание на всестороннем повышении качества промышленной продукции и окружающей среды, совершенствовании ассортимента товаров и необходимой для их выпуска производственной базы. Этому способствует единая государственная система дизайна, созданная в нашей стране в начале 60-х годов с головным институтом — ВНИИТЭ: Государство высоко подняло престиж дизайнеров и дало им большие права. Они участвуют в составлении крупных народнохозяйственных программ, в государственной аттестации качества промышленной продукции. Без их положительной оценки не может быть присужден Государственный знак качества.

Дизайн тесно связан с наукой, что дает возможность обоснованно рассматривать все аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, предвидеть развитие техники и художественные тенденции нашего времени, социально-культурные в материально-бытовом окружении.

В период становления дизайна как профессии большие надежды возлагались на его связь с рациональным мышлением. Дизайнерская теория функционализма была направлена на создание универсальной методики проектирования, способной в любых случаях привести к правильным с эстетической точки зрения результатам. Ее пафос сводился к проектированию на основе объективно понятых закономерностей пластического формообразования. Но универсально применяемый метод приводил к сходным решениям в разных ситуациях, порождал стиль из «единственно правильных форм», который начал восприниматься как «дизайнерский».

Сегодня дизайн более раскован в художественном, стилистическом плане. Он объединяет экспериментальное футурологическое проектирование, работу над отдельными конкретными изделиями, долгосрочные дизайн-программы. В теории дизайна и в исследованиях но технической эстетике в центре внимания стоит выявление творческих, внутренних ресурсов дизайна как профессии, его интеграции с другими видами проектно-творческой деятельности, изменения традиционных методов проектирования в связи с массовым переходом к укрупненным задачам и усложнением структуры проектируемых объектов.

Создание новых изделий зачастую предполагает переработку устаревших промышленных стандартов, смену технологий. Особую значимость приобретает творческое содружество деятелей промышленности и дизайна, помогающее встроить дизайн в сложный современный хозяйственно-экономический механизм и использовать методологию программно-целевых подходов для решения крупных народнохозяйственных проблем. При этом программность дизайна проявляется и в его отношении к культуре, социально-культурным идеалам общества, во внимании к требованиям человека, для которого, в конечном счете, и проектируется вся предметно-пространственная среда.

Научно-техническая революция и коренные перемены в образе жизни людей, стремящихся создать бесклассовое общество, в котором труд превратится в творческую потребность каждого человека, влияют на все искусство в целом и в том числе на предметное художественное творчество. Техническая эстетика как часть эстетической науки занимается непосредственным изучением воздействия этих факторов на общественное сознание. Она является социальной наукой, связывая проблемы эстетики с проблемами социологии, социальной психологии, экономики, управления производством и народным хозяйством в целом. Это проявляется в исследованиях жизненного комфорта, формирования современного отношения к пространству, ритму, психологии восприятия предметных форм, стилеобразования в условиях массового распространения однотипных промышленно изготавливаемых изделий, формирования и воспитания вкуса.

Опыт эстетических исследований в сфере материальной культуры представляет несомненный интерес для эстетики как науки в целом, отражая влияние социальных изменений в обществе, научно-технической революции на само искусство, включая появление в нем новых видов и жанров, воздействие научно-технической революции на социально-эстетическое сознание масс.