Бетоны должны быть разные

Когда конструктор автомобилей приступает к созданию новой машины, перед ним возникает множество самых различных вопросов. Прежде всего его, конечно, интересует, должна ли это быть грузовая или легковая автомашина. Выяснив этот самый главный вопрос и узнав, что нужен, скажем, легковой автомобиль, конструктор немедленно потребует, чтобы ему точно сказали, чего ждут от новой модели: предназначается ли она для поездок в городе или за городом, или для того и другого; какую хотели бы, чтобы она развивала скорость, сколько вмещала людей, расходовала горючего? И уже, само собой, должна ли она быть рассчитана только на хорошие дороги или также и на плохие — на крутые подъемы и отлогие спуски, покрытые асфальтобетоном и вовсе немощеные.

Только получив исчерпывающий ответ на все эти и многие другие вопросы, конструктор принимается за работу. И так поступают не только люди, создающие новые автомобили, но и конструкторы пароходов и самолетов, станков и турбин, паровозов и тракторов, — словом, всех-всех машин, какие только существуют.

Точно так же делают и архитекторы, и инженеры, проектирующие плотины электростанций, новые мосты, автомобильные дороги и обыкновенные жилые дома.

Чтобы создавать новые машины, надо знать, для чего они предназначаются. Тогда лучше можно будет решить, из каких материалов их делать.

Железо, сталь, алюминий, медь — это всё металлы, но каждый из них имеет свои свойства. И там, где годится один металл, совершенно непригодным часто оказывается другой. Конструктору есть над чем призадуматься, когда он решает, из какого материала следует делать те или другие детали новой машины.

А бетон?

Разве он может быть разным? И зачем нужны разные бетоны?

Плотины электростанций, причалы речных и морских портов, устои, на которых покоятся мосты, непрерывно день изо дня в течение многих десятилетий находятся в воде, причем одна плотина бывает высотой с десятиэтажный дом, длина же ее достигает иногда двух километров. Высота другой не превышает нескольких метров, и перегораживает она совсем неширокую и мелководную реку.


Для разных сооружений нужны разные бетоны, потому что работу они выполняют разную...

То же самое можно сказать и о мостах. Одни из них тяжелые, широкие и длинные, как, например, железнодорожные мосты через Волгу и Днепр. Другие — совсем маленькие и перекинуты там, где протекавшая когда-то речушка давно уже высохла.

Одну ли и ту же задачу выполняет бетон, который уложен в котлован и служит фундаментом здания большой гидроэлектростанции с ее могучими турбинами и генераторами, и тот, из которого сделаны совсем ажурные опоры, поддерживающие линии электропередач на железных дорогах?

Конечно, во всех этих случаях бетон выполняет совершенно различную работу. Не удивляйтесь, — именно работу, потому что в течение всего времени своего существования бетон, как и любой другой камень, непрерывно живет и работает.

Когда из него сооружена высокая и длинная плотина электростанции или большой железнодорожный мост, работа у бетона бывает очень тяжелой. И несравненно меньше на его долю выпадает труда, если из него сделаны мачты линии электропередач или даже возведены трех-четырехэтажные здания.


Бетон-тяжеловес не должен согнуться под тяжестью своей тысячетонной ноши.

Теперь мы дошли до существа вопроса. Если в разных сооружениях бетон выполняет разную работу, то и бетоны должны быть разные. Одни из них должны быть способны вынести на себе тысячетонные ноши и не согнуться под их тяжестью; другие, которым не придется выдерживать очень тяжелый груз, будут больше похожи на спортсменов легкого веса. Одни бетоны должны себя чувствовать, как рыба в воде; другие же обнаруживают склонность лишь к периодическому приему холодного душа. Так оно на самом деле и есть.

Чего же после этого удивляться, когда конструкторы, архитекторы и инженеры, прежде чем приступить к возведению того или иного сооружения, задаются вопросами: «А каково будет это сооружение и какие задачи оно станет выполнять?...» Как видите, вопросы эти совсем не случайны, и никакого праздного любопытства тут нет. Бетоны, так же как и цементы, не только могут, но и обязательно должны быть разными.