Опасные и вредные производственные факторы

В процессе работы на грузоподъемном кране машинист подвергается воздействию опасных и вредных производственных факторов. Под опасными производственными факторами понимаются воздействия на машиниста, которые в определенных условиях приводят к травме или к другому резкому ухудшению его здоровья. Такими производственными воздействиями (ГОСТ 12.0.003—74*) могут быть: движущиеся машины (например, грузоподъемный кран), механизмы (грузовая тележка), их элементы (грузовой канат, крюковая обойма и т. п.), перемещаемое изделие, острые кромки на поверхностях оборудования и инструмента, повышенное напряжение в электрических цепях.

Воздействие на машиниста вредных производственных факторов приводит в определенных условиях к заболеванию или снижению работоспособности. Вредными производственными факторами при эксплуатации мостовых электрических кранов являются повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте машиниста, повышенная запыленность и загазованность воздуха в открытых кабинах управления, повышенная или пониженная температура, влажность, скорость движения воздуха, недостаточная освещенность рабочей площадки и т. д.

При перемещении грузов кранами машинист находится в кабине управления, которая частично изолирует его от опасных и вредных производственных факторов, характерных для подразделения предприятия, в котором установлен кран. Основным опасным фактором в этом случае является повышенное напряжение в электрических цепях коммутационной аппаратуры, замыкание которых может произойти через тело машиниста. Находясь в кабине управления, машинист подвергается воздействию шума и вибраций. Шум возникает при работе электродвигателей и механизмов крана, ударах на стыках рельсов кранового пути. Вибрации при работе мостового крана возникают как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Вертикальные колебания кранового моста имеют диапазон частот-1,5—8,0 Гц. Горизонтальные колебания, которые передаются кабине управления в результате раскачивания груза,— диапазон частот 0,2—1,0 Гц. Учитывая, что резонансная частота колебаний органов человеческого тела находится в диапазоне частот 1 —15 Гц, машинист подвергается вертикальным колебаниям наиболее неблагоприятного спектра.

При работе на кранах в металлургических цехах машинист подвержен воздействию повышенных температур, которые могут превышать 60 °С вследствие работы тепловых печей и наличия расплавленного или раскаленного металла на грузозахватном устройстве вблизи кабины управления. Эксплуатация кранов на открытом воздухе приводит к воздействию на машиниста воздушной среды, параметры которой определяются климатической зоной места работы крана. В гальванических, окрасочных, заготовительных и других цехах машинист работает в условиях повышенной запыленности и загазованности.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту кранов машинист подвергается воздействию движущихся элементов механизмов крана и механизированного инструмента, производственных загрязнений (пыль, смазочные материалы, моющие средства и т. п.) и механических повреждений острыми кромками деталей и инструмента. Проведение сварочных работ на кране связано с воздействием сварочной дуги и брызг расплавленного металла. Огневые работы, перегрузки в электрических цепях электрооборудования крана и курение могут явиться причиной пожара на кране, который особенно опасен тем, что машинист на кране находится на большой высоте.

Передвижение по крановым металлоконструкциям и выход на крановый путь может привести к падению, что чрезвычайно опасно, так как высота установки крана достигает 32 м.

Находясь на территории и работая на кране вблизи технологического оборудования цеха, машинист подвергается большинству опасных и вредных производственных факторов, характерных для технологического процесса предприятия.

Ответственность за жизнь и здоровье рабочих, находящихся в зоне действия крана, и за сохранность технологического оборудования цеха, которые зависят от действий машиниста при перемещении грузов краном, является причиной высоких психологических нагрузок на машиниста.