Безопасность работ при техническом обслуживании и ремонте кранов

Техническое обслуживание кранов. Объемы, порядок и периодичность технического обслуживания мостовых электрических кранов устанавливают руководящие технические материалы РТМ 24.090.57—79, которые рекомендованы Минтяжмашем СССР в качестве справочного пособия для машинистов и обслуживающего персонала грузоподъемных кранов. Техническое обслуживание кранов включает: ежесменное техническое обслуживание (ЕО); периодические технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2); сезонный уход; наблюдение за выполнением правил эксплуатации оборудования; своевременное и оперативное выявление и устранение отказов; регистрацию отказов и неисправностей в крановом журнале или формуляре; регулирование механизмов (приложение 2).

Техническое обслуживание кранов производится, как правило, во время перерывов в работе без нарушения технологического процесса предприятия. В состав ежесменного обслуживания входят следующие работы: осмотр крана перед началом работы, регулирование и смазывание механизмов, чистка и мойка крановых механизмов, кранового моста и кабины после работы. На эти работы отводится 0,5—0,75 ч.

Техническое обслуживание (ТО-1) включает: проверку крепления болтовых соединений редукторов, крышек подшипников, электродвигателей, муфт;
проверку наличия смазочного материала в узлах и агрегатах и смазывание механизмов согласно карте смазки крана (приложение 1);
проверку состояния грузоподъемного механизма, мест крепления элементов металлоконструкций между собой;
контроль состояния грузовых канатов, правильности их укладки на барабан, надежности крепления концов каната на барабане, степени износа и повреждений канатов, наличия смазочного материала (приложение 3);
проверку состояния токосъемных и токоподводящих устройств, а также изоляции электрической проводки; регулирование тормозов механизмов; проверку состояния ограничителей высоты подъема и грузоподъемности, уравнительных и грузовых блоков; проверку состояния контроллеров, концевых упоров; проверку состояния ограждений, ходовых и вспомогательных площадок.

Периодичность ТО-1 для нового крана составляет 100 ч; для крана, вышедшего из капитального ремонта, — 80 ч.

При техническом обслуживании ТО-2 проводят работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно следующие: проверки состояния зубчатых муфт, уплотнений, болтовых и шпоночных соединений деталей механизмов;
регулирование тормозов согласно инструкции завода-изготовителя с заменой фрикционных накладок; при этом проверяют тормозной путь путем разгона механизма до максимальной скорости и последующего отключения аварийным выключателем;
проверку состояния зубчатых передач редукторов механизмов передвижения крана и грузовой тележки;
проверку крепления щеткодержателей электродвигателей;
проверку правильности прилегания контактов контроллеров и плавности перемещения их подвижных частей;
проверку механической защиты элементов электрооборудования;
составление ведомости дефектов и перечня деталей, подлежащих замене или ремонту.

Периодичность ТО-2 для нового крана составляет 300 ч, для крана после капитального ремонта — 240 ч.

Сезонный уход для кранов, работающих на открытом воздухе, осуществляется с целью подготовки крана к эксплуатации с наступлением весенне-летнего и осенне-зимнего периодов. При сезонном обслуживании производят: чистку крана и крановых механизмов от пыли и грязи; сезонную замену смазочных материалов в редукторах и электрогидравлических толкателях тормозов; нивелировку и рихтовку крановых путей; ремонт приборов отопления в кабине управления. Сезонный уход производится два раза в год, его рекомендуется совмещать с ТО-1 или ТО-2. Продолжительность сезонного ухода составляет один день.