Эксплуатация строительных бурильных и бурильно-крановых машин

Страницы: 1 2

От правильной эксплуатации машины, особенно в начальный период, зависит ее безотказная работа в течение всего срока службы. Необходимо вести строгий учет времени и выполненных объемов работы, проведенных операций технического обслуживания и ремонтов. Данные учета заносят в специальный журнал.

При приемке машины осматривают и устраняют замеченные дефекты; проверяют комплектность машины и запасных частей, наличие инструмента и принадлежностей; устанавливают приборы освещения и сигнализации, снятые во время перевозки к месту эксплуатации; проводят расконсервацию при температуре не ниже 5° С; регулируют сборочные единицы и механизмы, подготовляют и обкатывают базовую машину согласно инструкции по ее эксплуатации.

Производительность, надежность и долговечность машин во многом зависят от режимов бурения — частоты вращения и усилия подачи бура, которые, в свою очередь, зависят от диаметра бурения, категории и состава грунта. Увеличение частоты вращения и усилия подачи способствует повышению производительности, но одновременно снижает надежность и долговечность машины, в первую очередь бурильного инструмента. Поэтому повышенные режимы применяют при бурении скважин меньших диаметров (0,3...0,4 м) в однородных грунтах без содержания крупных включений гальки и гравия.

Перед началом работы производят наружный осмотр машины, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов на вращающихся механизмах, проверяют крепление карданных валов, устанавливают все рычаги управления в нейтральное (выключенное) положение и проверяют надежность их фиксирования.

Место бурения предварительно обозначают (например, деревянными колышками), а опоры (столбы, сваи) укладывают на расстоянии около 1,5 м от точки бурения так, чтобы при их подъеме не разрушалось устье скважины.

Рассмотрим порядок работы бурильно-крановой машины.

Машину устанавливают на месте бурения, затормаживают ее и включают привод грузоподъемного оборудования. Прокачивают масло гидравлической системы в течение 1...2 мин на средних оборотах двигателя. Выравнивают машину на гидроопорах, устанавливают бурильно-крановое оборудование в рабочее положение — машина подготовлена к бурению.

Опускают бур на забой скважины, включают вращатель (низшую передачу) и одновременно сообщают подачу бурильному инструменту — начинается бурение грунта. В машинах непрерывного бурения вращение и подачу поддерживают до получения скважины конечной глубины. В машинах цикличного бурения после заглубления бура на 0,5... 1 м (в зависимости от длины бура) бурение останавливают: выключают подачу и вращение. Затем поднимают штангу с буром на поверхность и включают вращение бура на повышенной передаче — удаляют с него выбуренный грунт. На этом заканчивается цикл. Далее циклы повторяют до получения скважины нужной глубины.

После завершения бурения скважины поднимают гидроопоры, отгоняют машину от скважины на 0,5... 1 м, опускают гидроопоры и включают привод грузоподъемного оборудования на опускание крюковой подвески. Стропальщик захватывает крюком опору (столб, сваю) выше ее центра тяжести. Закрепив ее, подает машинисту сигнал о готовности к подъему.

Машинист включает грузоподъемное оборудование на подъем. Стропальщик следит за правильным подъемом: опору плавно поднимают над скважиной, при подъеме она не должна раскачиваться и соприкасаться с механизмами машины. Затем стропальщик подает сигнал о прекращении подъема и машинист плавно опускает опору в скважину. Опущенную в скважину опору выравнивают и закрепляют засыпкой и уплотнением грунта в пазухи.

После закрепления опоры ослабляют канат, освобождают крюк и поднимают крюковую подвеску. Грузоподъемное оборудование приводят в транспортное положение, поднимают гидроопоры и переводят все рычаги управления в нейтральное (выключенное) положение. После этого переезжают к новому месту работ. Во время работы следят за нагревом подшипников (допускает не выше 50° С) и отсутствием стука в узлах трансмиссии.