Гусеничный трактор

Трансмиссия базового гусеничного трактора (см. рис. 36, в) в отличие от трансмиссии колесного трактора с дифференциала 7 передает вращение на планетарный механизм поворота 18, бортовую передачу 16 и далее на ведущую звездочку 19 гусеничного движителя.

Ходовое устройство состоит из гусеничного движителя, подвески и рамы 22.

Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 19, гусеничную цепь 20 и направляющее колесо 21. С помощью ведущих звездочек и опорных катков кареток подвесок (на рисунке не показаны) трактор перекатывается по гусеничным цепям, состоящим из стальных шарнирно соединенных звеньев.

схемы расположения основных механизмов автомобиля колесного и гусеничного  тракторов
Рис. 36. Схемы расположения основных механизмов автомобиля (а), колесного (б) и гусеничного (в) тракторов:
1 — передняя ось, 2, 10 — направляющие и ведущие колеса, 3, 9 — передняя и задняя подвески, 4 — муфта сцепления, 5 — коробка передач, 6 — карданный вал. 7 — дифференциал, 8 — ведущая полуось, 11 — рама, 12 — рулевое управление, 13 — двигатель, 14 — первичный вал, 15 — главная передача, 16 — бортовая передача, 17 — задний мост, 18 — планетарный механизм поворота, 19 — ведущая звездочка, 20 — гусеничная цепь, 21 — направляющее колесо, 22 — рама

Рассмотрим подвеску гусеничного трактора ДТ-75М-СЧ, широко применяемого в качестве базы СБМ и СБКМ (рис. 41, а). Она состоит из четырех балансирных тележек и поддерживающих роликов 3, расположенных попарно с каждой стороны рамы, и натяжного устройства. Каждая тележка опирается на два катка 5, закрепленных на корпусе 2 тележки и соединенных между собой шарнирно. Оси 7 опорных катков закреплены в корпусах тележки и могут вместе с катками перемещаться независимо друг от друга.

В верхней части корпусов в кронштейнах установлены пружины 10, обеспечивающие упругое перемещение катков по гусенице.

На осях, прикрепленных к раме попарно с каждой стороны, установлены ролики 3, которые поддерживают гусеничную ленту. 1 Колесо 9 направляет и укладывает гусеницу под катки при движении трактора, а устройство 8 поддерживает натяжение гусеницы и предохраняет детали ходового устройства от перегрузок. Натяжение амортизирующей пружины натяжного устройства, а также гусеницы 4 регулируют гайками 1.

Гусеница (рис. 41, б) состоит из стальных литых траков 14, соединенных между собой пальцами 15. Трак имеет семь проушин: четыре спереди и три сзади. Гладкие внутренние поверхности 16 трака служат беговыми дорожками опорным каткам, от соскакивания с которых предохраняют гусеницу реборды 12. Ведущая звездочка входит в зацепление с траками гусеничной, цепи через прорези (цевки) 11 в их середине и при вращении вызывает поступательное движение цепи. Улучшают сцепление с грунтом грунтозацепы 13.

Рама трактора состоит (рис. 41, в) из двух продольных лонжеронов 18 замкнутого прямоугольного сечения, соединенных передней 24 и задней 20 осями и двумя поперечными брусьями 21. К оси 24 крепятся передний бампер 25 и груз 17, выполняющий роль противовеса. Полые цапфы 22 крепят каретки подвески. Во фланцах 19 установлены кронштейны осей поддерживающих роликов, в опорах 23 — коленчатые оси направляющих колес. Сверху рамы на специальных кронштейнах укреплены двигатель и механизмы трансмиссии.

подвеска гусеница и рама трактора ДТ-75М-СЧ
Рис. 41. Подвеска (а), гусеница (б) и рама (в) трактора ДТ-75М-СЧ:
1 — гайка, 2 — корпус, 3 — поддерживающий ролик, 4 — гусеница, 5 — опорный каток, 6,7 — оси, 8 — натяжное устройство, 9 — направляющее колесо, 10— пружина, 11 — прорезь (цевка), 12 — реборда звена, 13 — грунтозацеп, 14 — трак, 15 — палец, 16 — беговая дорожка звена, 17 — груз (противовес), 18 — продольный лонжерон, 19 — фланец, 20, 24 — оси, 21 — поперечные брусья, 22 — полые цапфы, 23 — опора, 25 — передний бампер