Ходовое устройство базовых машин

Автомобильные и тракторные базы состоят из двигателя, трансмиссии, механизмов управления и ходового устройства.

Автомобили. Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя ведущим колесам или звездочкам. Трансмиссия базового автомобиля (рис. 36, а) состоит из связанной с двигателем 13 муфты сцепления 4, коробки передач 5, карданного вала 6 и дифференциала 7, передающего вращение ведущим колесам 10.

Механизм управления воздействует на ходовое устройство базовой машины для изменения направления и скорости движения, остановки и удержания ее в неподвижном положении. Состоит из рулевого управления 12 и тормозной системы (на схеме не показана).

Ходовое устройство состоит из рамы 11, передней оси 1 и задних ведущих полуосей 8, передней 3 и задней 9 подвесок, направляющих 2 и ведущих 10 колес.

Рама базового автомобиля (рис. 37, а) образована двумя продольными балками-лонжеронами 1 и соединенными с ними заклепками поперечными балками 5, к которым прикреплены все основные агрегаты и сборочные единицы автомобиля. Балки стальные штампованные корытообразного сечения. Лонжерон в средней части наиболее нагружен, поэтому площадь его сечения в этом месте увеличена. Для увеличения жесткости рама усилена косынками и угольниками 3. К раме на кронштейнах 4 крепятся рессоры, крылья, подножки, топливный бак, передний буфер с буксирными крюками 6 и буксирное устройство 2.

рама и передняя ось грузового автомобиля
Рис. 37. Рама (а) и передняя ось (б) грузового автомобиля:
1 — лонжерон, 2 — буксирное устройство, 3 — косынки и угольники, 4 — кронштейны, 5 — поперечные балки, 6 — буксирные крюки, 7 — цапфа, 8 — балка

Передняя ось автомобилей ЗИЛ-130 и КрАЗ-257Б (рис. 37, б) представляет собой симметричную двутавровую балку 8. На концах оси неподвижно в проушинах закреплены шарнирно-поворотные цапфы 7, а на них — ступицы направляющих колес.

У автомобиля ГАЗ-66-02 с ведущими управляющими колесами передней осью служит, картер переднего ведущего моста прямоугольного сечения, состоящий из двух штампованных из листовой стали половин, сваренных по горизонтальной оси моста. В средней части картера размещены главная передача и дифференциал, сверху приварены рессорные подушки и подушки буферов передних рессор, а на концах встык фланцы. К фланцам шпильками прикреплены шаровые опоры поворотных цапф, внутри которых (в каждом) помещен шарнир равных угловых скоростей, имеющий два кулака — ведущий и ведомый — и позволяющий передавать вращение с переднего ведущего моста на передние колеса с равными угловыми скоростями при наличии их относительного смещения в пределах деформации рессор. На оси цапф на двух конических роликоподшипниках установлены ступицы переднего колеса.

Шкворни поворотных цапф всех автомобильных баз расположены с продольным и поперечным наклоном, что придает устойчивость положению колеса в процессе движения и облегчает управление автомобилем. Втулки шкворней, подшипники колес и сочленения рулевых тяг не должны иметь зазоров (люфтов). Зазоры приводят к повороту на некоторый угол и проскальзыванию колес, а соответственно к износу их шин. Чтобы не было проскальзывания при движении, колеса устанавливают с некоторым углом, т. е. расстояние между шинами колес со стороны передней части автомобиля должно быть меньше, чем расстояние между ними со стороны задней части его.

В картере заднего моста размещены главная передача и дифференциал с кожухами полуосей. Ступицы задних колес установлены на конических роликоподшипниках на концах кожухов полуосей.

Передняя подвеска состоит из двух продольных листовых рессор 4 (рис. 38, а) и двух телескопических амортизаторов 3. Рессоры, состоящие из пакета упругих стальных пластин различной длины и установленные на резиновых подушках 7 в кронштейнах 2 рамы 1, смягчают толчки при наезде на неровности дороги. Прикреплены рессоры к оси (у автомобилей КрАЗ-257Б и ЗИЛ-130) или к кожуху переднего моста (у автомобилей ГАЗ-66-02) стремянками 5. У автомобилей ГАЗ-66-02 и ЗИЛ-130 прогиб рессор ограничивается основными 8 и дополнительными 9 буферами. При наезде колеса на препятствие колебания рессор гасят амортизаторы 3.

передняя подвеска автомобилей КрАЗ-257Б, TA3-66-02, ЗИЛ-130
Рис. 38. Передняя подвеска автомобилей КрАЗ-257Б (a), TA3-66-02 (б), ЗИЛ-130 (в):
1 — рама, 2 — кронштейны рессор, 3 — амортизатор, 4 — рессора, 5 — стремянка, 5 — передняя ось (кожух переднего моста), 7 — резиновая подушка, 8, 9 — основной и дополнительный буферы

задняя подвеска автомобилей ЗИЛ-130 и КрАЗ-275Б
Рис. 39. Задняя подвеска автомобилей ЗИЛ-130 (а) и КрАЗ-275Б (б):
1 — дополнительная рессора, 2 — стремянка, 3 — ось балансира, 4 — балансир, 5 — кронштейн, 6 — опора

У автомобиля ГАЗ-66-02 задняя и передняя подвески одинаковые. У автомобиля ЗИЛ-130 в задней подвеске использованы дополнительные рессоры 1 (рис. 39, а). Задняя подвеска автомобиля КрАЗ-257Б балансирного типа на двух продольных рессорах (рис. 39, б). Концы рессор свободно опираются на специальные опоры 6, предохраняющие балки задних мостов от износа, а середины рессор прикреплены стремянками 2 к балансирам 4. Ось 3 жестко прикреплена к кронштейнам 5, которые- прижаты болтами к раме шасси.

Колеса автомобилей дисковые со съемными бортовыми кольцами. Каждое колесо прикреплено к ступице гайками. Шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты, покрышка — из резинотканевого каркаса, протектора (беговой дорожки) боковой и бортовой частей. Рисунок поверхности протектора зависит от условий работы, на которые рассчитана машина: для хороших дорог — мелкий, для плохих дорог и бездорожья — крупный направленный.

Давление в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации. При вождении по труднопроходимым участкам допускается снижать давление в шинах, но следует помнить, что уменьшение давления на 25% сокращает срок их службы на 50%. Для обеспечения равномерного износа шины переставляют через каждые 5—6 тыс. км пробега.