Капитальный ремонт

Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины путем замены или восстановления любых ее сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Решение о проведении капитального ремонта машин принимается на основе результатов их осмотра комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе которой находится машина.

Различают два основных вида организации ремонтных работ: необезличенный и обезличенный.

При необезличенном методе ремонта выполнение восстановительных операций производят с учетом принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру данного вида машины. Отремонтированные и восстановленные до заданных параметров детали устанавливают на ту же машину, с которой они были сняты. Машину ремонтируют, как правило, одна комплексная бригада на универсальных, реже на специализированных постах.

К преимуществам этого метода относится простота организации работ как отдельных бригад, так и ремонтного предприятия в целом, не требующая взаимной увязки сроков и объемов выполняемых работ. Это дает возможность применять данный метод в небольших ремонтных мастерских или же в ремонтных предприятиях широкого профиля.

К недостаткам необезличенного метода на универсальных постах относится следующее: необходимость в высококвалифицированных кадрах, которые при этом используются на работах, не соответствующих их разряду; длительные простои машины в ремонте, обусловленные последовательным проведением технологических операций ремонта; использование универсального оборудования и инструмента, которые отличаются от специализированных более низкой производительностью и точностью работы; необходимость в значительных ремонтных площадях.

По мере увеличения производственной программы создаются условия для применения специализированных постов. Их может быть от трех (разборка, ремонт, сборка) до равного количеству отдельных технологических операций. При этом методе ремонта допускается некоторая обезличка в основном крупных и точных сборочных единиц. Их ремонтируют в рамках кооперации на других предприятиях или же на специализированных линиях на том же предприятии. К таким сборочным единицам относятся, например, двигатели, гидро- и пневмооборудование, приборы, электрооборудование. При организации специализированных постов повышается производительность труда за счет применения специализированного оборудования, инструментов, более тщательно разработанной технологии; снижается себестоимость ремонта в связи с более полной загрузкой оборудования, сокращаются сроки ремонта, более рационально используются рабочие площади.

При обезличенном методе ремонта восстановительные операции выполняют без учета принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру машины.

Этот вид ремонта применяют, когда производственная программа и конструкция машины позволяют организовать поточный ремонт машины. По характеру проведения этот метод ремонта можно подразделить на поточный по ремонту всей машины и поточный агрегатно-узловой.

Обезличенный метод ремонта является наиболее производительным, обеспечивает более высокое качество работ, позволяет быстро и дешево возвращать машине работоспособность. При обезличенном методе машину или ее отдельные сборочные единицы разбирают на поточной линии до деталей, которые ремонтируют с применением наиболее совершенных ремонтных средств. Отремонтированные детали поступают на склад, с которого они вместе с новыми запасными деталями, поставленными заводом-изготовителем или изготовленными на месте, передаются на участки комплектации, обслуживающие линию поточной сборки машин.

Разновидность обезличенного метода ремонта — метод ремонта машин путем периодической замены ремонтных комплексов, т. е. агрегатно-узловой метод ремонта. Внедрение метода агрегатно-узлового ремонта возможно в том случае, когда на ремонтном предприятии создан оборотный фонд сборочных единиц, образуемых из сборочных единиц, получаемых от машиностроительных заводов, и из восстановленных отдельных сборочных единиц, снимаемых со списываемых машин.

Для обеспечения высокого качества ремонта необходимо вести по каждой машине систематический и точный учет как выполненной ею работы, так и проведения мероприятий системы планово-предупредительных ремонтов (ППр), расхода запасных частей и материалов; регулярно и своевременно снабжать ремонтные подразделения необходимыми запасными частями, эксплуатационными материалами, технической документацией, чертежами, нормативами; ритмично проводить все мероприятия ППр в строго установленные сроки.