Назначение, классификация и индексация строительных бурильных и бурильно-крановых машин

Страницы: 1 2

Машины на базе автомобилей наиболее мобильны и имеют большие скорости передвижения, что важно при работе на рассредоточенных объектах, машины на базе тракторов менее мобильны, но характеризуются большей маневренностью к лучшей проходимостью (особенно на базе гусеничных тракторов), что делает их пригодными для работы на пересеченной и труднопроходимой местности.


Рис. 3. Схема положений бурильно-кранового оборудования машины с поворотной частью в плане:
α — угол попорота платформы: 1 — точка бурения (положение бурильного или бурильно-кранового оборудования)

Поворотная часть 2 представляет собой поворотную платформу с механизмами привода бурильного или бурильно-кранового оборудования, которое крепится к поворотной платформе шарнирно в вертикальной плоскости. Поворотная платформа опирается через специальное роликовое опорно-поворотное устройство на раму базовой машины или специальную раму, устанавливаемую на раме базы, и может поворачиваться относительно нее в горизонтальной плоскости. Схема положений бурильно-кранового оборудования в плане (расположение точек бурения) показана на рис. 3.

Основные преимущества конструкции с поворотной частью: разгрузка разработанного грунта в стороне от устья скважины и бурение нескольких скважин с одной стоянки.

Большинство отечественных СБМ и СБКМ не имеют поворотной части, у них бурильное или бурильно-крановое оборудование крепится непосредственно к раме базовой машины шарнирно в вертикальной плоскости (см. рис. 1,2,б, в).

Бурильно-крановое оборудование осуществляет бурение скважины, грузоподъемные и монтажные операции, бурильное оборудование — только бурение скважины.

Бурильное и крановое оборудование бывает совмещенным (см. рис. 2, б) или раздельным (см. рис. 2, в).


Рис. 4. БКМ с совмещенным бурильно-крановым оборудованием (бурильный инструмент не показан): 1 — мачта, 2 — ограждение, 3 — вращатель, 4 — бурильная штанга с подающим и спускоподъемным механизмом

Бурильное оборудование (рис. 4) состоит из бурильного инструмента (на рисунке не показан), который непосредственно разрушает грунт при образовании скважины и выносит его на поверхность; вращателя 3, обеспечивающего вращение бурильного инструмента; подающего механизма, осуществляющего осевое перемещение (подачу) бурильного инструмента в процессе бурения; спускоподъемного механизма, который перемещает бурильный инструмент в скважине вне процесса бурения; мачты 1, направляющей бурильный инструмент или бурильную штангу и воспринимающей реактивные (обратные) усилия от них в процессе бурения, и бурильной штанги 4, передающей бурильному инструменту вращение и осевую нагрузку. Осевая нагрузка — это суммарное усилие на бурильном инструменте, которое складывается из усилия подачи, передаваемого подающим механизмом бурильному инструменту в процессе бурения, и из веса подвижной части бурильного оборудования.

Крановое оборудование включает в себя мачту или отдельную стрелу (БКМ-2,5/2) с кранблочным устройством и крюковую подвеску с крюком.

В настоящее время нет единой системы индексации СБКМ и СБМ, каждое ведомство-изготовитель присваивает машинам свои индексы. В основу большинства действующих систем заложен типоразмер машин по глубине бурения.

Например, индекс БКМ-2,5/2 расшифровывается так: бурильно-крановая машина (БКМ) с глубиной бурения 2,5 м и грузоподъемностью кранового оборудования 2 т. БМ-202А: бурильно-крановая машина (буквы К нет), первая цифра — глубина бурения, две другие — номер модели, буква после цифр (А, Бит. д.) — очередность модернизации;
БМ-802С: буква С означает специальное климатическое исполнение — северное (новое обозначение ХЛ — для холодного климата).

МРК-690А: бурильная машина для рытья колодцев, диаметр бурения 690 мм, первая модернизация;
БКМА-1/3,5: бурильно-крановая машина на автомобиле, диаметр бурения до 1 м, глубина бурения до 3,5 м.