Назначение, классификация и индексация строительных бурильных и бурильно-крановых машин

Страницы: 1 2

Бурение скважин применяют для установки опор, свай, столбов, стоек при строительстве и ремонте линий электропередач, радиотрансляционных, телеграфно-телефонных линий связи, возведении фундаментов различных сооружений, обустройстве дорог, мелиоративном строительстве, а также при посадке деревьев и кустарников.

Скважина — это выполненная в грунте выработка цилиндрической формы. Дно скважины называют забоем, начало с поверхности — устьем.

бурильная машина на гусеничном тракторе
Рис. 1. Бурильная машина без поворотной части на гусеничном тракторе:
1 — базовая машина, 2 — бурильное оборудование, 3 — бурильный инструмент

Строительные машины для бурения скважины в грунте при производстве строительных работ называют бурильными * (рис. 1); машины для бурения скважин в грунте и выполнения грузоподъемных и монтажных работ — бурильно-крановыми (рис. 2). Строительные бурильные и бурильно-крановые машины, имеющие ходовое устройство, снабженное силовым приводом для ее передвижения, являются самоходными. В качестве ходового устройства обычно используют автомобили и тракторы, которые называют базовыми. Часто бурильные и бурильно-крановые машины оснащают бульдозерным оборудованием 12 для проведения планировочных работ.

Основные параметры, характеризующие эти машины: глубина и диаметр бурения, для бурильно-крановых машин, кроме того, грузоподъемность кранового оборудования.

Глубина бурения — длина пробуренной скважины, определяемая расстоянием между ее устьем и забоем вдоль оси.

Диаметр бурения — диаметр пробуренной скважины.

Грузоподъемность кранового оборудования — наибольшая допустимая масса поднимаемых опор, свай, столба, стойки.

Размеры и конструкцию машин в основном определяет глубина бурения, поэтому ее считают главным параметром и по нему классифицируют все бурильно-крановые и бурильные машины на типоразмеры. Типоразмеры СБМ и СБКМ установлены ГОСТ 15611—80 «Машины и оборудование бурильно-крановые и бурильные строительные. Общие технические условия». Основные параметры выпускаемых СБМ и СБКМ приведены в табл. 1.

бурильно-крановая машина на автомобилебурильно-крановая машинабурильно-крановая машина на колесном тракторе
Рис. 2. Бурильно-крановые машины на автомобиле (а, б) и колесном тракторе (в):
а — с поворотной частью, б, в — без поворотной части с совмещенным (б) и раздельным (в) бурильным и крановым оборудованием; 1 — базовая машина, 2 — поворотная часть, 3 — бурильно-крановое оборудование, 4 — спускоподъемный механизм (кранблочное устройство), 5 — бурильная штанга, 6 — мачта, 7 — крюковая подвеска, 8 — подающий механизм, 9 — бур, 10 — крановое оборудование (стрела), 11 — бурильное оборудование, 12 — бульдозерное оборудование

По степени совмещения рабочих операций СБМ и СБКМ бывают непрерывного (осуществляют бурение скважин на максимальную глубину, предусмотренную конструкцией, за один цикл) и цикличного (за несколько циклов) бурения.

Цикл бурения — совокупность периодически повторяющихся операций в процессе бурения скважины, при которых бурильный инструмент приходит в начальное положение.

В учебнике описаны наиболее распространенные строительные самоходные бурильные и бурильно-крановые машины на базе автомобилей и тракторов непрерывного и цикличного бурения скважин глубиной от 2 до 8 м.

Наиболее сложная бурильно-крановая (или бурильная) машина (см. рис. 2, а) состоит из базовой машины 1, поворотной части 2, бурильно-кранового оборудования 3.

Базовая машина обеспечивает передвижение СБКМ, а также воспринимает и передает на грунт нагрузки от ее массы и нагрузки, возникающие при работе.

В качестве баз СБМ и СБКМ применяют грузовые автомобили, колесные и гусеничные тракторы. Выбирают базовую машину на стадии проектирования СБМ и СБКМ с учетом требований к их мобильности, маневренности, проходимости и скорости передвижения.

* В дальнейшем для краткости мы будем называть бурильные — СБМ, бурильно-крановые — СБКМ.