Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Нормы расхода топлива для СБМ и СБКМ на базе автомобилей и тракторов определены в инструкциях по эксплуатации базовых машин.

Нормы расхода увеличиваются при работе в зимнее время (при средней температуре воздуха ниже 0°С); при работе на дорогах со сложным планом (наличие на 1 км пути в среднем более 5 закруглений радиусом менее 40 м); для базовых машин, вышедших из капитального ремонта, и для новых при пробеге первой тысячи километров; при движении по полю; при работе в тяжелых дорожных условиях в период распутицы и снежных заносов.

Нормы расхода всех смазочных материалов определяют по израсходованному топливу. Масло для карбюраторных двигателей может быть израсходовано не более 3,5 л на каждые 100 л топлива, предусмотренных нормами, а для дизельных двигателей — не более 5 л.

Масло для смазывания трансмиссии может быть израсходовано на каждые 100 л топлива в соответствии с нормами: 0,8 л — из расчета на 1 ведущий мост. Расход консистентной смазки не должен превышать 0,6 кг на 10 л топлива. Расход антифриза для системы охлаждения, тормозной жидкости и других эксплуатационных материалов должен соответствовать инструкции по эксплуатации машин и нормам, устанавливаемым на эксплуатирующих предприятиях.

Экономят топливо и смазочные материалы путем содержания базовых машин в хорошем состоянии, тщательного выполнения технического обслуживания, правильного выбора маршрутов, строгого соблюдения правил транспортирования, хранения и заправки машин. Перерасход топлива может быть в результате нарушения теплового режима двигателя (переохлаждения или перегрева). Все приборы системы питания и зажигания, трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и рулевое управление должны быть хорошо отрегулированы, давление в системах должно соответствовать норме.

Водитель должен правильно рассчитывать движение, чтобы до минимума свести число торможений и максимально использовать повышенные передачи, не допуская перегрузки двигателя. Нельзя обогащать смесь прикрытием воздушной заслонки при прогретом двигателе и допускать подтекания топлива и масла. Необходимо следить за состоянием баков, фильтров, защитных кожухов, трущихся узлов.

Топливо перевозят только в цистернах, специально оборудованных для этой цели. В крайних случаях допускается, использовать для перевозки бочки с герметично закрывающимися пробками. При перевозке бочки должны быть хорошо закреплены, пробка должна быть обращена вверх.

Хранят топливо только в специальных нефтехранилищах и только в виде исключения, непродолжительное время — в бочках, которые защищают от солнечных лучей.

Заправляют машины топливом из раздаточных колонок или специальной чистой заправочной емкости через воронку с густой сеткой. Запрещается использовать топливо не по прямому назначению — мыть руки, детали и т. д.