Передаточные механизмы и устройства

Привод вращения бурильного инструмента. Механизмы, передающие движение от первичного двигателя исполнительным механизмам, называют передаточными. Для передачи вращения  бурильному инструменту или бурильной штанге в основном применяют коробки отбора-мощности (КОМ) от базовой машины, раздаточные коробки, карданные и вертикальные валы, вращатели.

На рис. 19 показана распространенная в СБКМ компоновка привода вращения бурильной штанги.

привод бурильного инструмента машины
Рис. 19. Привод бурильного инструмента машины БМ-302А:
1 — коробка отбора мощности, 2, 4 — карданные валы, 3 — раздаточная коробка

Коробка отбора мощности. Устанавливают ее на раздаточную коробку базовой машины (на рисунке не показана). Выходным валом с фланцем коробка отбора мощности соединена с одним концом карданного вала 2. Другой конец вала 2 соединен с входным валом раздаточной коробки 3 бурильно-кранового оборудования СБКМ. Выходной вал (или ведомый барабан фрикционной муфты) раздаточной коробки 3 связан с концом карданного вала 4, другой конец которого соединен с входным валом вращателя (на рисунке не показан).

Коробка отбора мощности на СБМ и СБКМ (рис. 20) представляет собой, как правило, одноступенчатый редуктор с двумя прямозубыми шестернями 1 я 4. Шестерня 1 ведущая, связана с шестерней КОМ автомобиля и установлена на оси 5 на двух подшипниках 2 и 13. Ведомая шестерня 4 установлена подвижно на шлицевом валу 9, сидящем в подшипниках 7 и 11. Шестерня 4 вводится в зацепление с шестерней 1 (КОМ включена) или выводится из зацепления (КОМ выключена) с помощью вилки 3, установленной на поводке 6. Смазку в корпус 10 заливают через отверстие, закрываемое пробкой 8. Предотвращает вытекание смазки из редуктора по выходному валу 9 сальник 12.

коробка отбора мощности
Рис. 20. Коробка отбора мощности (БМ-302А):
1, 4 — ведущая и ведомая шестерни, 2, 7, 11, 13 — подшипники, 3 — вилка, 5 — ось, 6 — поводок, 8 — пробка, 9 — шлицевый выходной вал, 10 — корпус, 12 — сальники


раздаточная коробка
раздаточная коробка БМ-302А
Рис. 21. Раздаточная коробка (БМ-302А):
а — корпус механизма переключения, 6, в — крышка и корпус раздаточной коробки, г — валы и шестерни; 1 — поводок, 2, 23 — шарики, 3, 24, 31 — пружины, 4, 16 — винты, 5 — рукоятка, 6 — масленка, 7, 34, 35 — фланцы, 8, 33 — втулки, 9, 26—28 — штоки, 10 — шпонка, 11 — рым-болт, 12 — барабан, 13 — канат, 14, 15 — планки, 17 — подшипник, 18, 38—40, 47 — валы, 19 — щуп, 20 — червячное колесо, 21, 22 — вилки, 25 — штифт, 29, 30 — полумуфты, 32 — валик-шестерня, 36, 37, 41, 42, 44—46, 48—52 — шестерни, 43 — червяк

Раздаточная коробка (рис. 21) бурильно-крановых машин БМ-202А и БМ-302А состоит из корпуса (рис. 21, в), который закрывается крышкой (рис. 21, б). На крышке смонтированы механизм переключения (рис. 21, а), барабан 12 лебедки и шестеренный насос (на рисунке не показан). Внутри корпуса размещены валы и шестерни.

На входном валу 40 (рис. 21, г) установлены фланец 35, соединяющийся с фланцем карданного вала коробки отбора мощности, и шестерня 50, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 44. На валу 40 на шлицах неподвижно установлены шестерни 52, 44, 45, 46 и подвижно — шестерня 36. Через втулку 33 вращение передается на шестеренный насос, крепящийся на фланце 34. Шестерня 48, установленная на шлицевом валу 38, может зацепляться с промежуточной шестерней 49, постоянно зацепленной с шестерней 46, или с шестерней 45. При зацеплении шестерен 45 и 48 вал 38 получает вращение для бурения на II передаче, при зацеплении шестерен 48, 49 и 46 вал 38 вращается в противоположном направлении (извлечение бурильного инструмента из скважины). Управляет шестерней 48 машинист через рукоятку 5, шток 26 и вилку 21. Штоком 27 и вилкой 21 производится зацепление шестерен 50 и 52 (I передача) и шестерен 51 и 44 (III передача).

При зацеплении шестерен 36 с помощью штока 28 и вилки 22 с шестерней 42 или шестернями 37 и 41 вал 39 включается на прямое или обратное вращение. С вала 39 через кулачковые полумуфты 29 и 30, прижимаемые пружиной 31, червяк 43, червячное колесо 20 и вал 18 вращение передается на барабан 12, к которому планками 14 и 15 и винтами 16 крепится канат 13. Передачи переключают с помощью рукоятки 5, втулки 8, фланца 7, штока 9 и поводка 1. Одновременному включению двух передач препятствует блокировка штоков переключения, осуществляемая шариком 23 с пружинами 24, которые входят в прорези штоков 26—28. Шток 9 фиксируется шариком 2, пружиной 3 и винтом 4. От проворота шток 9 удерживает шпонка 10. Смазывают механизм переключения передач через масленку 6, установленную во втулке 8.

На корпусе раздаточной коробки установлен счетчик моточасов, вращение на который поступает через валик-шестерню 32. Валы коробки вращаются в подшипниках 17. На шлицевом конце ведомого вала 38 установлен фрикцион, который соединен с фланцем карданного вала IX (см. рис. 13) привода вращателя. Уровень масла в картере контролируют щупом 19.

Страницы: 1 2