Предремонтный контроль состояния деталей

Страницы: 1 2

Пружины. На СБМ и СБКМ применяют в основном цилиндрические пружины. Деформацию винтовой цилиндрической пружины определяют по ее геометрическим размерам. Величина деформации прямо пропорциональна числу витков и квадрату диаметра пружины. Сила сжатия или растяжения пружины создается за счет ее деформации, значение, этой силы прямо пропорционально величине деформации. Работоспособность пружин и их упругость проверяют специальными приборами и приспособлениями.

Канаты выбраковывают при износе или коррозии, а также по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Износ или коррозию проволок по диаметру определяют с помощью микрометра. Для этого отгибают конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Диаметр проволоки замеряют у отогнутого конца после удаления с него грязи и следов коррозии. При износе или коррозии, достигших 40% и более от первоначального диаметра проволок, канат бракуют.

При обнаружении оборванной пряди канат выбраковывается. Например, канат диаметром 11,5 мм бракуют при обрыве более 16 проволок на одном шаге свивки, диаметром 3,5 мм — при обрыве 12 проволок. В случае поверхностного износа или коррозии допускаемое число обрывов уменьшается.

Резиновые манжеты армированные с пружиной (ГОСТ 8752—79), заменяют, если они отработали более 3000 ч или имеют на рабочей поверхности углубления высотой более 0,3 мм. Рабочая кромка манжеты должна быть острой и ровной без каких-либо дефектов (вырывы, заусенцы), влияющих на эксплуатационные качества манжеты.

Войлочные сальники. Поверхности их должны быть ровными, без вырывов и других повреждений и не должны расслаиваться.

После проверки состояния детали и ее размеров полученные результаты сравнивают с данными ГОСТа и техническими условиями и определяют ее пригодность. Детали делятся на три группы: годные, требующие ремонта и негодные.

Годные детали те, износ которых не превышает допустимого и которые могут быть снова применены на машине. Требующие ремонта детали могут быть восстановлены до первоначального или ремонтного размера. Эти детали передают в соответствующие цехи для их восстановления или на склад деталей, ожидающих ремонта. Негодными являются детали, восстановление которых нецелесообразно из-за большой стоимости ремонта. Взамен этих деталей со склада выписывают новые.

После контроля детали маркируют условной краской: годные — белой, годные в сопряжении только с новой деталью — синей, требующие ремонта — зеленой или Желтой, негодные — красной.

Результаты контроля деталей заносят в ведомость дефектов, которая позволяет определить общий объем работ на машине и вид ремонта детали, планировать производство, вычислять стоимость ремонта, производить расчет с заказчиком, выписывать необходимые для ремонта детали со склада.

Опыт ремонтных работ некоторых заводов показывает, что применение при контроле состояния деталей специально разработанных ведомостей дефектов (табл. 4) по отдельным моделям СБМ и СБКМ значительно упрощает определение пригодности деталей. В качестве примера в таблице приведены фактические замеры трех деталей машины БМ-302А. Из ведомости видно, что износы вала и штанги превышают допустимые, но характер состояния поверхностей разрешают проведение ремонта, эти детали необходимо направить в ремонт. Ввиду того что шестерня имеет серьезный дефект — трещины на ступице, эту деталь нецелесообразно ремонтировать и ее необходимо заменить новой.


Таблица 4. Ведомость дефектов деталей бурильно-крановой машины БМ-302А
Наименование детали и эскиз Число на машину Материал Размеры, мм Дефект Годная, требует ремонта, негодная Заключение дефектовщиков
номинальные с допусками предельно допустимые без ремонта фактические
1 Сталь 45 Изношены шлицевые и посадочные места Требует ремонта восстановлением В ремонт
1 Сталь 35 Изношены места сопряжения и вкладышей Требует ремонта восстановлением В ремонт. Вкладыши заменить на новые
1 Сталь 40Х Трещины на ступице, изношены зубья и пазы под вилку Негодная Поставить новую