Предремонтный контроль состояния деталей

Страницы: 1 2

Внешним осмотром определяют состояние деталей и устанавливают их пригодность- к дальнейшему использованию. В процессе эксплуатации эти работы выполняет машинист СБМ или СБКМ, при заводском ремонте все детали после разборки узлов обезжиривают и после очистки направляют в дефектовочное отделение, где их осматривают и замеряют. Перед замером деталь тщательно протирают.

Подшипники скольжения. Проверяют зазор, положение вала, состояние трущихся поверхностей и поступление к ним смазки. Размеры зазоров в разъемных подшипниках контролируют, измеряя люфт с помощью свинцовой проволоки, расплющиваемой между валом и подшипником. Для этого снимают верхнюю крышку подшипника, кладут на подшипник вала свинцовую проволоку, крышку ставят на место» и затягивают болтами до отказа. Зазор определяют по толщине сплющенной проволоки в различных точках подшипников. Зазор и размеры деталей неразъемных подшипников определяют щупом, индикатором, Штангенциркулем (рис. 114, а) или микрометром (рис. 114, б). Изношенные внутренние поверхности деталей измеряют индикаторным нутромером с точностью измерения от 0,01 до 0,005 мм. Существуют и другие измерительные инструменты, например микрометрический и телескопический штихмассы, точность отсчета которых не превышает 0,01 мм.

замеры втулок и цапф неразъемных подшипников скольжения
Рис. 114. Замеры втулок и цапф неразъемных подшипников скольжения штангенциркулем (а) и микрометром (б)

Подшипники качения. Контролируют качество посадки, радиальный зазор или осевой люфт, состояние рабочих поверхностей тел качения и беговых дорожек. Радиальный зазор определяют с помощью индикатора (рис. 115, а). Подшипник устанавливают на плиту и, поднимая наружное кольцо, определяют индикатором зазор. Осевой зазор также измеряют индикатором: подшипник устанавливают на оправке, зажимают внутреннее кольцо (рис. 115, б) и, поднимая и опуская наружное кольцо, определяют зазор. Без прибора зазор измеряют перемещением одного кольца относительно другого вручную (рис. 115, б).

проверка осевого зазора
Рис. 115. Приборы для определения радиального (а) и осевого (б) зазоров и проверка осевого зазора без приборов (в) (стрелками указаны возможные перемещения для обнаружения зазоров Δ)

Проверяют подшипники качения по параметрам по таблицам, приведенным в ремонтной документации, где указаны условные обозначения подшипника, допустимый диаметр колец (внутреннего и наружного), допустимый люфт (радиальный и осевой). На« пример, для подшипника 206 допустимый диаметр внутреннего кольца 30, наружного 61,987 мм, а допустимые радиальный люфт — 0,06...0,08 мм, осевой —0,2...0,3 мм.

Зубчатые передачи. Размер зуба определяют зубомером (рис. 116, а): по чертежу определяют необходимую глубину замера (размер Б), устанавливают этот размер на зубомере и затем определяют размер А зуба на этой глубине щупом (рис. 116, в). Сравнив полученный результат с номинальным размером (размером А по чертежу), определяют величину износа.

проверка износа зубчатых передач
Рис. 116. Проверка износа зубчатых передач:
а — замер зуба штангенциркулем, б — места замера зуба, в — замер бокового зазора щупом

Шпоночные и шлицевые соединения. Износу подвергаются торцовые поверхности шпоночных канавок, шпонок и шлицев. Наличие износа определяют по качанию детали. Во время ремонта проверяют размеры шпоночных канавок по шаблону, а также параллельность установленных шпонок индикатором на раздвижных ножках. При смене шлицевых валов и втулок проверяют размеры шлицев штангенциркулем.

Пальцы и шпильки проверяют на перпендикулярность установки с помощью угольников, а шпильки еще и на плотность установки. Ослабление определяют легким покачиванием шпильки, ввернутой в корпус. Качания шпильки не допускается.

Клепаные соединения проверяют обстукиванием и замером щупом. Поверхности клепаных деталей и головок заклепок должны плотно прилегать друг к другу: щуп 0,1 мм не должен проходить между ними. Заклепки, неплотно прилегающие обеими головками к поверхностям соединяемых деталей, заменяют.