Регулирование основных сборочных единиц машин

Страницы: 1 2 3 4

Передачи. Зубчатые передачи. Нормально отрегулированная зубчатая передача должна обеспечивать плавность работы без биения, и эксцентриситета; издаваемый передачей шум должен быть ограниченным, однообразным и ровным, контакт зубьев равномерным, их рабочие поверхности должны быть в хорошем состоянии, а боковой и радиальный зазоры не должны выходить из установленных норм.

Цилиндрические передачи. Торцовое биение цилиндрических передач контролируют с помощью индикаторов. Боковые зазоры проверяют щупами, индикаторами и свинцовой проволокой. В последнем случае боковой зазор равняется толщине сплющенной проволоки после пропуска через проворачиваемую передачу. Этот зазор регулируют, изменяя межцентровое расстояние передачи.

Качество сборки зубчатого зацепления проверяют на краску. Для этого на зубья меньшего колеса наносят слой лазури, жидких белил или смеси сурика с маслом. Затем колеса проворачивают и они оставляют на зубьях большего колеса в местах контакта отпечатки.

Конические зубчатые передачи. Контролируют качество зацепления, величину и расположение пятна касания и взаимное расположение валов. Регулируют конические передачи так же, как цилиндрические.

Червячные зубчатые передачи. Контролируют величину и расположение пятна касания, межосевого расстояния, предельный перекос осей и боковой зазор. Червячные передачи регулируют так же, как цилиндрические.

Цепные передачи. Определяют стрелу прогиба, параллельность валов, положение звездочек и степень износа их звеньев. Величину стрелы прогиба замеряют с помощью линеек в средней ее части. Допускаемые значения стрелы прогиба изменяются в пределах от 0,002L для горизонтальных цепных передач до 0,006 L для вертикальных (L — межосевое расстояние). Параллельность валов контролируют, замеряя расстояние между ними. Положение звездочек проверяют, прикладывая к ним жесткие линейки или туго натянутые струны.

Среднее увеличение шага цепи Δt (%) в зависимости от их износа и вытяжки определяют по формуле Δt=(l1—l)/l·100, где l1 — фактическая длина 50 звеньев цепи шага менее 50 мм или 35 звеньев при шаге более 50 мм; l — расчетная длина тех же звеньев.

Фактическую длину отрезков изношенных зубчатых цепей определяют под нагрузкой, равной 0,3% от разрушающей. Нагрузки для втулочных и втулочно-роликовых цепей численно принимают в пределах от 0,8t2 до 1,5t2, где t — номинальный шаг цепи, мм.

Цепные передачи регулируют, изменяя положение одной из опор звездочек передачи или натягивая нажимную звездочку.

Ременные передачи. При эксплуатации ременные передачи вытягиваются. Кроме того, нарушается их сборка; нарушаются параллельность установки валов, правильность соединения концов ремня, посадка шкивов и т. д. Параллельность валов проверяют теми же способами, что в цепных и зубчатых передачах.

Оптимальную величину натяжения ремня Р определяют по формуле P = σF, где σ — допускаемое натяжение ремня, МПа; F — площадь поперечного сечения ремня, см2.

При превышении допускаемого натяжения ускоряется изнашивание ремней из-за их перенапряжения, а при снижении возникает биение ремня, вызывающее динамические нагрузки, которые отрицательно влияют на КПД передач, а также увеличивают проскальзывание.

Натяжение ремня проверяют, измеряя стрелу его прогиба v (см) под действием нагрузки по формуле
               
где Q — прилагаемая нагрузка в пределах 50... 100 Н; l — межцентровое расстояние, см; σ — допускаемое натяжение ремня, равное 1,8 МПа для плоскоременных передач и 2 МПа — для клиновых.

Нагрузку Q прикладывают к ремню, подвешивая груз. Натяжение ремней увеличивают или уменьшают, изменяя межцентровое расстояние, применяя нажимные звездочки или перешивая ремень.

Значение скольжения отрегулированной ременной передачи должно быть 0,005... 0,01. Скольжение ременной передачи определяют по формуле
               
где D1, D2 — диаметры шкивов ременной передачи; n1, n2 — определенные скорости вращения шкивов.

Неперпендикулярность натяжного шкива ленточной передачи вызывает появление составляющих усилий, стремящихся сдвинуть ленту в сторону более оттянутого назад края натяжного шкива. При сбегании ленты к одному из краев шкива необходимо его отрегулировать.