Системы управления рабочими механизмами и электрооборудование

Основная система управления — комплекс устройств для управления фрикционами и тормозами лебедок спуско-подъемного механизма бурильной штанги и грузоподъемного оборудования, фрикционом раздаточной коробки, механизмом включения и отключения привода вращения бура, тормозами механизма поворота платформы, гидроцилиндрами подачи бурильной штанги и привода поворота платформы, подвижными шестернями привода вращения бура и грузоподъемной лебедки. Для основного управления характерны частые включения и выключения.

Вспомогательная система управления — комплекс устройств для управления бурильно-крановой машиной между рабочими циклами. Для него характерно сравнительно редкое включение и выключение (например, включение гидроопор, поворот мачты).

Усилие на рычагах основной системы управления не должно превышать 30...40 Н, величина хода рычагов управления— 150 мм в каждую сторону от нейтрального положения. При больших усилиях и ходах на рычагах управления машинист быстро утомляется. Для рычагов вспомогательной системы управления, включаемых редко, допускаются усилия включения 120... 150 Н.

Системы управления в СБМ и СБКМ бывают механические (рычажные) и гидравлические. Механическая система управления проста, надежна в эксплуатации и обеспечивает высокую чувствительность управления, но имеет большое число тяг и шарниров, которые быстро изнашиваются, что вызывает необходимость часто регулировать систему и заменять изношенные детали. Для уменьшения износа втулки и пальцы делают из закаленной стали и регулярно смазывают их соединения, что усложняет эксплуатацию машин.

В гидравлической системе управления усилие, передаваемое исполнительному механизму для его включения, создается исполнительным гидроцилиндром. Жидкость в исполнительный гидроцилиндр подается насосом, входящим в гидросистему машины. Подробно управление рабочими механизмами будет рассмотрено при описании устройства конкретных машин (см. гл. IV).

На СБМ и СБКМ используют электрические системы освещения, отопления, вентиляции, сигнализации и пуска дизельных или карбюраторных двигателей. Система электрооборудования включает в себя систему электрооборудования базовой машины и привязанные к ней дополнительные потребители. Например, электрооборудование бурильно-крановой машины БМ-302А (рис. 42) состоит из электрооборудования 1 базового автомобиля, к которому добавлены фары 5 освещения мест бурения и кранблочного устройства мачты, лампы 4 освещения манометра, кнопка 2 включения стартера с рабочего места машиниста, кнопка 7 включения звукового сигнала, выключатель 3 освещения приборов на пульте управления, контрольные лампы 6 давления масла в смазочной системе двигателя и температуры воды в системе охлаждения двигателя. Источники питания электрооборудования базового автомобиля.

 электрическая схема машины БМ-302А
Рис. 42. Принципиальная электрическая схема машины БМ-302А:
1 — электрооборудование автомобиля ГАЗ-66-02, 2 — кнопка включения стартера, 3 — выключатель освещения приборов, 4 — лампы освещения манометра, 5 — фары освещения места бурения. 6 — контрольная лампа, 7 — кнопка звукового сигнала аккумулятор и генератор