Смазочные системы

Надежность и долговечность машины в значительной степени зависят от своевременного и качественного смазывания трущихся деталей и механизмов. Смазочный материал не должен содержать посторонних механических примесей, влаги, кислот и щелочей выше нормы, а также не выдавливаться под нагрузкой (быть достаточно вязким). Он должен хорошо двигаться по смазывающим каналам и удерживаться в зазорах между трущимися деталями, создавать прочную масляную пленку при изменении температуры. При выборе смазочного материала учитывают нагрузки, конструкцию сборочной единицы и температурный режим.

При больших нагрузках (удельных давлениях) требуется применять более вязкие смазки для предотвращения разрыва масляной пленки и, наоборот, при больших скоростях движения трущихся деталей вязкость смазки должна быть меньше во избежание больших затрат на преодоление сил сцепления. Правильный выбор и хорошее качество смазочных материалов снижают вредные сопротивления от сил трения, на преодоление которых затрачивается значительная часть мощности двигателя. Летом для смазывания трущихся поверхностей применяют более вязкие смазочные материалы, чем зимой.

Смазочные материалы подразделяют на жидкие и консистентные высоковязкие мази. Для жидких масел основными показателями являются вязкость, температура вспышки и температура застывания, кислотность, а для консистентных — температура каплепадения и консистенция.

Смазочные системы, применяемые в СБМ и СБКМ, подразделяют на индивидуальные, когда к каждой трущейся паре смазочный материал подводится отдельным устройством, и централизованные, при которой группа трущихся пар смазывается с помощью одного устройства. Индивидуальную систему в основном применяют для смазывания подшипников, а централизованную для смазывания зубчатых передач редукторов.

Перед смазыванием пресс-масленки, крышки горловин и сами горловины тщательно протирают. Перед заменой смазочного материала в редукторах промывают картер дизельным топливом: заливают его до уровня на маслоуказателе или щупе и, прокрутив передачи на минимальных оборотах в течение 2 мин, сливают. При шприцевании консистентную смазку вводят до появления ее из мест стыков смазочных деталей. После смазывания машину протирают насухо.

Необходимо применять только те смазочные материалы, которые указаны в инструкции по эксплуатации машины.