Управляющие механизмы

Страницы: 1 2 3

Ленточные фрикционные механизмы применяют в СБМ и СБКМ в качестве тормоза барабанов лебедок. Стальная лента в таких механизмах облицована со стороны рабочей поверхности фрикционным материалом в виде сплошной ленты или отдельных секций. Крепят фрикционные материалы на стальной ленте заклепками. В качестве тормоза применяют ленточные фрикционные механизмы наружного типа (рис. 18), в которых поверхностью трения является наружная цилиндрическая поверхность тормозного шкива 5. Шкив жестко соединен с барабаном лебедки и при выключенном механизме вращается свободно вместе с ним против часовой стрелки.

ленточный фрикционный механизм наружного типа
Рис. 18. Ленточный фрикционный механизм наружного типа: 1 — рычаг, 2 — тяга, 3, 4 — проушины, 5 — шкив, б — фрикционная лента, 7 — наконечник, 8 — ось, 9 — пружина

Шкив охвачен снаружи фрикционной (тормозной) лентой 6. Неподвижный (набегающий) конец ленты проушиной 3 с помощью пальца шарнирно закреплен на неподвижной части машины, например раме. Проушина 4 подвижного (сбегающего) конца ленты соединена шарнирно с регулировочной тягой 2, наконечник 7 которой соединен пальцем с концом рычага 1, качающегося на неподвижной оси 8. Возвратная пружина 9, поворачивая рычаг вокруг оси против часовой стрелки, отжимает влево сбегающий конец ленты, вследствие чего она ослабляется и отходит от поверхности шкива.

Для включения тормоза нажимают на рычаг в направлении, указанном стрелкой. Рычаг поворачивается по часовой стрелке и через тягу перемещает вправо сбегающий конец ленты 6, лента прижимается к поверхности шкива и затормаживает его. Эффективность торможения зависит от усилия, действующего на рычаг. При снятии усилия с рычага возвратная пружина освобождает шкив от ленты.

При крайнем положении рычага, в которое его поворачивает пружина, радиальный зазор между рабочими поверхностями фрикционной ленты и шкива должен быть минимальным. Зазор устанавливают, навинчивая наконечник на тягу. При выключенном тормозе лента не должна касаться шкива, иначе тормоз будет нагреваться от длительного трения ленты о шкив. При включении фрикционного ленточного механизма усилие на сбегающем конце ленты в несколько раз меньше, чем на набегающем конце. Эта разница в усилиях связана с силой трения, которая действует со стороны шкива на ленту, стремится увлечь ее в направлении вращения шкива и прикладывается к набегающему концу ленты. Поэтому для облегчения управления фрикционом усилие включения механизма передают на сбегающий конец ленты, а набегающий конец ее крепят неподвижно.

Обычно рычаг приводится в действие от гидроцилиндра, корпус которого закреплен на раме машины, а шток связан с рычагом. При перемещении штока рычаг поворачивается и управляет тормозом.