Центровка валов агрегата

Страницы: 1 2 3 4

Центровку проводят для того, чтобы обеспечить соосность валов, т. е. совпадение их геометрических осей в пределах установленного допуска. Неправильная центровка осей агрегата может при работе вызвать вибрацию отдельных узлов, повышенный нагрев и износ подшипников, нарушить соединение муфт. Практически центровка характеризуется параллельным положением торцов зубчатых или упругих соединительных муфт и их концентричностью.

Валы центруют при собранных закрытых крышками подшипниках и уложенной крышке корпуса компрессора, закрепленной болтами. В крышки подшипников масляные уплотнения не ставят, если непосредственно за центровкой не проводят промывку маслосистемы маслом. Эти работы следует выполнять последовательно. По чертежу проверяют расстояние между торцами валов или полумуфтами валов ротора компрессора и шестерни редуктора, а также валов электродвигателя и колеса редуктора.

При центровке могут иметь место следующие положения осей: полное сопряжение, когда торцы полумуфт параллельны и концентричны Т1 = Т2 и О1 = О2 (рис. 49, а); смещение валов , когда ось одного вала смещена параллельно оси другого Т1= Т2 и О1 = О2 (рис. 49, б); излом или пересечение осей, когда ось одного вала расположена под углом к оси другого вала Т1 = Т2 и О1= О2 (рис. 49, в); смещение и излом - оси валов смещены в параллельных плоскостях и пересекаются между собой Т1=Т2 и О1= О2 (рис. 49, г).


49. Положение зубчатых полумуфт при центровке в случае: соосности валов (а), смещения осей (б), пересечения осей (в), пересечения и смещения осей (г)

Центровку начинают с базы агрегата, за которую при электроприводе принимается редуктор. К нему прицентровывают компрессор, а затем электродвигатель. Эти работы можно вести параллельно. Редуктор до центровки должен быть окончательно установлен и закреплен. Центровку следует проводить при постоянной температуре в помещении.

Гайки на шпильках фундаментной рамы, фиксирующие подвижную часть машины, следует отпустить и периодически щупом 0,05 мм проверять зазоры между опорами машины и фундаментной рамы, не допуская их увеличения. Этим же щупом контролируют прилегание клиньев между собой и к плоской подкладке, которое может быть нарушено при подвижках компрессора (электродвигателя) для исправления центровки. Муфтовое соединение при центровке должно быть расцеплено.

Центровку валов можно проводить несколькими способами. Простейший из них: перекос осей проверяют при помощи щупа или калиброванных пластин по величине зазора между торцами полумуфт. Для проверки параллельного смещения пользуются линейкой и щупом по ободам полумуфт. Для проверки параллельного смещения и перекоса осей применяют скобу, установленную на одной из полумуфт, и щуп.

Для центровки валов при частоте вращения более 500 мин-1 применяют приспособление из двух стоек (рис. 50), которые крепятся к хомутам 7, устанавливаемым на полумуфтах, на стяжках и болтах. На скобе 3 одной из стоек в специальных гнездах устанавливают вертикально и горизонтально два индикатора часового типа так, чтобы их стержни касались верхней и боковой площадок упора 2 на второй стойке. Вместо индикаторов могут быть установлены на резьбе без слабины два винта, торцы которых должны примыкать к верхней и боковой площадкам упора с минимальным зазором, доступным для замера щупом или калиброванными пластинами. В обоих случаях нужно дополнительно измерять осевое смещение валов, возможное при повороте их во время центровки. Осевое смещение каждого вала проверяют индикаторами 4, фиксирующими положение свободных торцов каждого вала. Индикаторы могут быть установлены жестко для замера сдвига и по торцевым проточкам валов вблизи посадки муфт.