Монтаж электропривода

Электродвигатель поступает на площадку в сборе. В обязанности персонала входит установка его на фундамент, соединение — центровка с редуктором компрессора, ревизия и подготовка к работе механической части подшипников. Для подъема электродвигателя на отметку фундамента проводят строповку за рымы на его корпусе или закладные штыри в отверстиях рамы. Реже, если не позволяют грузоподъемные средства, производят частичную разборку. Под рамы электродвигателя ставят комплекты клиновых пар или другие выверочные приспособления, которыми регулируют горизонтальное положение вала ротора. Проверку ведут уровнем по консольной выступающей части вала ротора. Точность установки 0,1 мм/м по оси вала ротора (желательно с тем же направлением уклона, что и у вала колеса редуктора)  и до 0,3 мм/м по ходу вращения ротора.

При установке необходимо выдержать расстояние между торцами валов электродвигателя и колеса редуктора, которое указано в монтажном чертеже и обычно равно 10—15 мм. Предварительно на консольную часть ротора при помощи обычного натяжного приспособления или с электроподогревом до 200— 250°С устанавливают на шпонку зубчатую полумуфту из комплекта муфты, поступающей вместе с компрессором или электродвигателем. Зачищают от консервации посадочные места рамы, заводят и закрепляют гайками анкерные болты, проверяют начерно (по линейке или струне) совмещение осей валов ротора и колеса редуктора.

Проверяют наличие электроизоляционных прокладок между стойкой подшипника и рамой и их исправностью. При замене подкладок тщательно замеряют их толщину, так как от нее зависит правильность взаимного расположения вкладышей подшипников и прилегание их к шейкам вала. Ревизию и очистку вкладышей подшипников электродвигателя, шеек вала, проверку и регулировку зазоров для подачи смазки выполняют так же, как и для компрессора. Зазоры приведены в паспорте электродвигателя из расчета 0,0008—0,001 от диаметра вала, мм. Боковые зазоры контролируют щупом 0,05 мм.

Набором металлических пластин разной толщины, начиная от 0,2 мм, проверяют радиальный зазор между сердечниками катушек статора и ротора («межжелезное пространство»), а также радиальные зазоры между крыльчатками вентилятора и ограждающими их щитами. Зазоры должны быть равными по всей окружности или на 0,2—0,3 мм больше снизу с учетом осадки баббита вкладышей. Перед закрытием кожуха устанавливают нормальные зазоры между валом ротора и его уплотнениями в подшипниках и наружных торцевых щитах. Осевой разбег вала электродвигателя проверяют часовым индикатором, который закрепляют на стойке одного из подшипников. Разбег указан в паспорте и не должен превышать 0,5 мм. Для удаления пылевых отложений обмотки и полости электродвигателя обдувают сжатым воздухом. Скопление пыли на обмотках электродвигателя при включении его в работу может повлечь взрыв, вызванный электризацией пыли во взвешенном состоянии.

Центровку валов электродвигателя и колеса редуктора проводят одновременно с центровкой компрессора. Если электродвигатель соединен с возбудителем, то проверяют их соединение, которое обычно выполнено жесткой муфтой. Центровку проводят линейкой и щупом по боковой поверхности полумуфт и только щупом по зазору между торцами полумуфт. Допуск на смещение — 0,05 мм, на пересечение осей — до 0,1 мм/м. Непосредственно перед пуском электрики проверяют сопротивление обмоток и при низком его значении проводят сушку до достижения нормы.

В ходе обкатки под нагрузкой особо следят за состоянием редуктора: он должен проходить приработку зубчатого зацепления на стенде завода и при монтаже не следует нарушать величины контакта между зубьями. При необходимости приработки на месте монтажа ее проводят с 25%-й нагрузкой от номинальной в течение 12 ч с постепенным переходом к 50%-й на такое же время. Затем редуктор вскрывают и осматривают зацепление. При положительном результате продолжают приработку такой же длительности при 75 и 100%-й нагрузке, а после остановки — вскрытие и осмотр.

Приработку при эвольвентном зацеплении контролируют по 3—4 зубцам колеса и шестерни, отмеченным риской. В местах контакта хорошо заметны темные матовые пятна, обозначающие площадь контакта зубчатого зацепления.

Для большей контрастности на сухую поверхность зубцов, по которым ведут проверку, наносят слой раствора сернокислой меди. После выделения металлической меди поверхность промывают и просушивают фильтровальной бумагой. Окончив приработку зубчатого зацепления редуктора, медное покрытие удаляют раствором аммиака.

В редукторах с зацеплением Новикова при проверке прилегания зубьев по краске пятно контакта должно состоять из двух горизонтальных полос, расположенных на 1—3 и 7—9 мм ниже вершины зуба. Если линии контакта располагаются по высоте меньше 1 и больше 8 мм от вершины зуба, межосевое расстояние между валами увеличивают на 0,1 мм за счет прокладок под сухарями подшипников вала колеса. Если линия контакта лежит на высоте больше 3 мм и меньше 7 мм от вершины зуба, проводят обратную операцию.