О сухопутных путях в период феодальной раздробленности (XI—XIII вв.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Во второй половине XI в., после смерти Ярослава, Киевское государство стало распадаться на ряд отдельных княжеств, что было «прежде всего результатом развития феодального крупного землевладения, политического усиления крупных землевладельцев, экономического и политического роста городов, ставших новыми центрами отдельных частей Киевского государства» Уже к середине XII в., а особенно во второй его половине, новые политические центры настолько усилились и обособились, что Киев окончательно перестал быть не только стольным городом большого до этого государства, но и оказался далеко не первым среди новых образовавшихся феодальных княжеств.

Очевидно, что начавшийся распад Киевского государства и образование самостоятельных феодальных княжеств (Новгородское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевско-Черниговское, Северское, Переяславское, Волынское, Галицкое, Полоцкое и Турово-Пинское), между которыми, как об этом говорят летописи, велись непрерывные междоусобные войны, а также многочисленные нападения на Русь восточных кочевников (печенегов, половцев), завершившиеся в первой половине XIII в. опустошительным нашествием монголов-татар, не могли не отразиться на развитии сухопутных путей и не наложить на это развитие своеобразный отпечаток.

Поэтому было бы неправильно при характеристике сухопутных путей Киевской Руси не выделять указанный период ил развития от предшествующего, как это имеет место в некоторых работах. Подобное разграничение обусловлено тем, что в связи с общим расцветом Киевского государства имел место и определенный подъем в развитии сухопутных путей, что и нашло выражение в организации сухопутных путей, в прокладке «прямоезжих», больших дорог. Между тем, в условиях феодальной раздробленности XI—XIII вв., в связи с замкнутостью экономической жизни пол у государств — княжеств, огражденных барьерами мытов и пошлин, значение «прямоезжих» дорог было сведено почти на-нет и особую роль стали играть сухопутные дороги в пределах отдельного феодального княжества.

В условиях феодальной раздробленности XI—XIII вв., как и в период расцвета Киевского государства X—XI вв., такие факторы развития сухопутных путей, как торговля, войны и ремесленное производство, сохраняли свое значение, но направление и характер их воздействия были иные, чем в предшествующий период.

Если с конца XI св., и особенно с середины XII в., в связи с рядом обстоятельств (распад единого Киевского государства на ряд враждующих между собой княжеств, борьба с кочевниками: половцами, кипчаками, затруднявшими связь между Русью, Византией и восточными землями, изменение международной обстановки и пр.) торговля Киева постепенно слабеет, а падение Византии (1204 г.) под ударами крестоносцев окончательно парализует Киево-византийскую торговлю, то торговое значение Новгорода, Смоленска, Полоцка, Владимира на Клязьме значительно усиливается и Владимиро-Суздальская Русь активно торгует с Великим Больгаром и Закавказьем, а Новгород, Смоленск и Полоцк — с Западом. Одновременно с этим внутренняя торговля значительно развивается, но ее процветание сильно ограничивается тем, что в XI—XIII вв. «... князья постоянно нападают на купеческие караваны, перехватывают торговые пути, берут с боя крупные торговые центры, арестовывают купцов»5. Вместе с этим все шире и шире начинают применяться различного рода торговые и проезжие пошлины, которые, конечно, тормозили развитие торговли.

Отмеченный характер развития торговли в период феодальной раздробленности определенным образом отразился на развитии сухопутных путей. Прежде всего, это оказалось на больших «прямоезжих» дорогах, значение которых начало постепенно падать. В этом направлении действовали и такие факторы, как многочисленные набеги кочевников и междоусобные войны русских князей. Вот почему в условиях феодальной раздробленности XI—XIII вв. «попытки времен Киевской державы продолжить «прямоезжие» дороги с юга на север были забыты», а проторенные с большим трудом трассы этих дорог были запущены или заброшены, и, как полагают некоторые исследователи, «заросли лесом». В связи с этим становится понятным, почему в летописных оказаниях, относящихся к периоду феодальной раздробленности, имеется много указаний о разрушении дорог и мостов, о плохом состоянии сухопутных путей, о блуждании путников и войска.