Значение и особенности инженерной подготовки городской территории

Страницы: 1 2

В условиях города чаще всего земляное полотно улиц расположено в нулевых отметках. Учитывая ранее выполненную вертикальную планировку, грунты земляного полотна оказываются большей частью неоднородными по генезису. Как правило, в верхней части грунтовой толщи образуется верховодка. Зеленые насаждения (газоны, скверы, бульвары) усиливают этот процесс, а нередко способствуют повышению уровня грунтовых вод. В связи с нулевым профилем земляного полотна и повышенной влажностью его грунтов в районах II—III дорожно-климатических зон приходится устраивать глубокий дренаж для осушения и повышения их прочности, а также снижения морозного пучения. Одновременно строители обязаны строго выполнять проекты регулирования поверхностного стока с прокладкой водосточной сети [13].

В комплекс работ по инженерной подготовке следует включать и строительство подъездных (временных) дорог для доставки строительных материалов, перевозки грунта, зеленых насаждений и т. д. Теперь стремятся подъездные дороги совмещать с трассами проезжей части будущих внутриквартальных проездов и соседних магистральных улиц. Но такие дороги строят в две стадии: сначала строят дорожные одежды (за исключением самого верхнего слоя покрытия, например, мелкозернистого или литого асфальтобетона), затем, после завершения застройки, укладывают только верхний слой асфальтобетона. В последние годы наблюдается стремление устраивать покрытия жесткого типа, обеспечивающие в период застройки движение тяжелых грузовых автомобилей, бульдозеров, экскаваторов и кирковщиков.

В условиях реконструкции сети улиц несколько изменяется состав комплекса первоочередных работ инженерной подготовки территории, поскольку ранее в основном была завершена вертикальная планировка, уже действуют подземные сети, пешеходные подземные переходы и гаражи. Тем не менее нередко возникает необходимость в сооружении общих коллекторов для трубопроводов и кабелей, в перекладке отдельных коммуникаций, в исправлении рельефа прилегающих улиц, вследствие дополнительного строительства крупных зданий или спортивных площадок. Инженерную подготовку при этом приходится проводить в условиях сложившегося городского движения, что требует усиленного внимания к организации ее проведения.

Вертикальная планировка городских территорий во многих случаях не только предопределяет экономику строительства инженерного оборудования, но и оказывает существенное влияние на его эксплуатацию.

Будучи важным этапом инженерной подготовки вертикальная планировка является и решающим фактором экономичности благоустройства городских территорий. Исключительное значение планировка приобретает в районах со сложными инженерно-геологическими условиями (карсты, оползни, осыпи, сели, болота и т. д.).

При решении инженерной подготовки нужно учитывать расходы как капитальные, так и эксплуатационные. Широкое применение типовых проектов для застройки и благоустройства облегчает строителям решение задач инженерной подготовки строительных участков и внутриквартальных территорий.

Освещение и озеленение улиц выполняют одновременно, а чаще после строительства земляного полотна.

Работы по инженерной подготовке, оборудованию и благоустройству улиц могут быть успешно выполнены лишь на базе индустриализации и механизации трудоемких процессов.