Значение и особенности инженерной подготовки городской территории

Инженерную подготовку проводят с учетом, прежде всего, природных условий: рельефа местности, почвенно-грунтовой толщи, режима грунтовых вод и погодно-климатических характеристик — скорости промерзания и оттаивания, количества и интенсивности выпадания осадков, влажности воздуха и т. д.

Недооценка природных условий приводит к принятию экономически неоправданных решений при благоустройстве городских территорий. Наличие водоемов, оползней, оврагов, карстовых просадок, засоленных грунтов, подвижных песков и т. д. значительно усложняет инженерную подготовку территории и тем самым увеличивает ее стоимость.

В состав инженерной подготовки входят: вертикальная планировка городской территории, определяющая условия поверхностного стока воды, строительство уличной сети, парков, бульваров, площадей. Без обстоятельно выполненной инженерной подготовки городской территории невозможно теперь разумное планирование подземного хозяйства, особенно в крупных городах.

Инженерная подготовка должна опережать застройку. Только в этом случае достигают рациональных застройки и благоустройства городской территории. Своевременное выполнение на строительных площадках работ по инженерной подготовке территории, предшествующих сооружению улиц и городских дорог, а также подземных коммуникаций, является обязательным условием индустриального и в первую очередь поточно-скоростного строительства.

Основные условия застройки крупных городов были определены еще в 30-е годы. Если эти условия, касающиеся поверхностного стока, прокладки подземных коммуникаций, строительства улиц и городских дорог, создания зеленых насаждений и т. д., не соблюдаются по тем или иным причинам, то в результате нередко после застройки повышается уровень грунтовых вод. В результате ухудшаются условия эксплуатации подземных инженерных сооружений, резко снижается ровность дорожных одежд и даже иногда наблюдаются просадки на проезжей части или тротуарах.

К сожалению, еще нередко прокладка подземных инженерных коммуникаций, строительство усовершенствованных дорожных покрытий ведутся одновременно с застройкой территории, что нарушает ход строительства и ограничивает возможности эффективного использования автомобильного транспорта, а также дорожных машин. В итоге неоправданно повышаются капитальные затраты.

Рост городов и развитие их благоустройства требуют решения достаточно сложной проблемы упорядочения подземного хозяйства. Еще сравнительно недавно даже в крупных городах все подземное хозяйство ограничивалось сетями водопровода, канализации, освещения и телефонной. Поэтому при наличии покрытия переходного типа не возникало значительных трудностей при перестройке или капитальном ремонте подземных сооружений либо проезжей части. Теперь, в связи с развитием подземного хозяйства, увеличены диаметры труб газопровода, теплосети, водопровода, размеры подземных коллекторов. Строятся подземные переходы, гаражи и складские помещения, Тем не менее, жилая застройка районов в виде крупных кварталов, дифференциация улиц по их назначению (магистральные и жилые) с учетом соответствующей классификации дорожных покрытий позволяют обоснованно размещать подземные сети, трассируя их непосредственно через квартальные территории.

В целях упорядочения выполнения инженерной подготовки необходимо установить обязательную последовательность работ: прокладка всех коммуникаций, в том числе и глубоких дренажей на сырых и мокрых участках, устройство вводов и выпусков подземных трубопроводов и кабельных сетей, планировка кварталов, застройка, при этом на свободных от зданий участках к первой очереди обычно относят работы по вертикальной планировке, т. е. по приспособлению сложившихся условий рельефа к нуждам застройки, движению пешеходов и транспорта. Вертикальная планировка территорий позволяет не только организовать рельеф для наиболее экономичного решения транспортной сети, но и создать наиболее выразительный архитектурный силуэт города.

Страницы: 1 2