История городского дорожного строительства

Страницы: 1 2 3 4

До первой мировой войны потребность в асфальте удовлетворялась в основном природным материалом. Однако развитие автомобилизма, а также повышение уровня благоустройства городов потребовали резкого увеличения выработки вяжущего материала и снижения его стоимости. Все это обусловило создание и быстрое развертывание промышленного производства нефтяных битумов.

Параллельно с асфальтобетонными конструкциями в городах появились цементобетонные дорожные одежды. Первая дорога с цементобетонным покрытием была сооружена в 1865 г. в Англии. Спустя несколько лет (1876 г.) французами была построена бетонная дорога в Гренобле. К концу XIX в. цементобетонные дороги появились во многих странах Западной Европы и в США.

Асфальто- и цементобетонные покрытия выгодно отличались по технико-экономическим показателям от своих предшественников. Кроме того, технология их устройства открывала широкий путь для механизации дорожно-строительных работ.

В России развитие техники дорожного строительства шло самобытными путями, обусловленными своеобразием ее природы и особенностями развития производительных сил и производственных отношений. Огромные лесные богатства направили творчество русских мастеров в первую очередь на применение лесных материалов.

Улицы древних славянских городов были шириной от 4 до 15 м. По всей длине улиц или на их части укладывали поперек ряды бревен, служившие для проезда и называвшиеся «мостами». (От этого слова впоследствии образовались слова «мостовая», «мостить» и т. п.) Технология устройства бревенчатых мостовых на Руси достигла большого совершенства. По свидетельству современников, улицы русских городов были благоустроеннее, чем в Западной Европе, где только в XII в. начали мостить городские улицы. Особенного искусства достигли новгородские мастера: все улицы Великого Новгорода были покрыты бревенчатыми настилами, устраиваемыми в один, а иногда в два-три ряда. Для осушения улиц применялись деревянные дренажи и водостоки.

Наряду с лесными материалами в русских городах по мере их развития, роста благосостояния, а также увеличения городского движения стали применять каменные материалы. В великокняжеской резиденции Андрея Боголюбского, около Владимира, еще в XII в. улицы были выложены плитами из белого камня — известняка с устройством каменного водостока. Замощение камнем улиц Пскова относится к XIV в., о чем свидетельствуют записи в Псковской летописи. В Москве первые булыжные мостовые были построены в 1692 г. Особенно усилилось строительство каменных мостовых во времена Петра I, который ввел специальную повинность с целью замощения московских улиц. Сначала булыжные мостовые устраивали путем укладки камней прямо на грунт, а затем стали применять песчаные основания.

Россия позже других европейских стран вступила на путь капиталистического развития. Только в начале XIX в. потребности торговли, а также возросшая роль России в политической жизни Европы вызвали широкое строительство дорог. С 1810 г. в Петербурге была начата подготовка инженеров-специалистов по дорогам и водным путям сообщений (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. В. Н. Образцова).

В России отдали дань идеям Трезаге и Мак-Адама, однако специфические природные условия России требовали создания своих конструкций дорожных одежд. Наибольшее распространение получила дорожная одежда в один или два слоя щебня на песчаном основании, так называемый русский макадам.