История городского дорожного строительства

Страницы: 1 2 3 4

Для осуществления строительства в крупных масштабах были созданы заводы и карьеры дорожно-строительных материалов. Начал расти парк дорожных машин. Были организованы втузы и техникумы, готовящие специалистов-дорожников.

Достигнутые успехи были бы невозможны без серьезных научных разработок, выполненных в те годы. Результаты проведенных исследований в большинстве случаев сохранили значимость до наших дней, как например данные изучения устойчивости земляного полотна, проведенного под руководством и при участии Н. Н. Иванова, Н. В. Орнатского, В. В. Охотина, Н. А. Пузакова и других ученых. Особо следует выделить исследования по расчету и выбору толщины дорожных одежд (Н. Н. Иванов, В. Ф. Бабков, А. В. Гербут-Гейбович и др.), послужившие основой для современной теории расчета дорожных одежд нежесткого типа.

Большое внимание уделялось разработке наиболее рациональных методов применения органических вяжущих и местных нерудных материалов для устройства облегченных и капитальных покрытий усовершенствованного типа (А. К. Бируля, А. И. Лысихина, В. В. Михайлов, М. Ф. Никишина и др.). Были начаты работы, связанные с устройством цементобетонных покрытий (А. Н. Защепин, Б. И. Курденков, Ф. Я. Резник и др.). Исследования, направленные на совершенствование методов организации и механизации дорожно-строительных работ, проводили М. И. Вейцман, М. Б. Корсунский, А. М. Кривисский, Н. Я. Хархута и др.

Планомерное развитие дорожного хозяйства страны было нарушено Великой Отечественной войной. В послевоенные годы дорожное строительство в СССР развернулось с новой силой. Так, созданная в 1945 г. специальная отрасль строительного и дорожного машиностроения обеспечила массовый выпуск машин для комплексной механизации наиболее трудоемких дорожно-строительных работ.

В этот период были впервые применены методы поточного строительства с комплексной механизацией работ. Был накоплен обширный опыт применения новых, особенно местных, материалов и конструкций, новых методов производства дорожных работ.

Развитие дорожной техники в эти годы характеризовалось дальнейшим укреплением связи научных исследований и производства. Так, использование многочисленных научных разработок в области технологии строительно-дорожных материалов, механики грунтов, взаимодействия транспортных средств и дорожных конструкций, организации и управления строительным производством дало возможность осуществлять строительство городских дорог на научной основе. В свою очередь комплексная связь научных исследований и производства обеспечили высокое качество и быстрые темпы строительства городских дорог, повышение их долговечности и уровня безопасности движения в городах, рост производительности труда в городских дорожных организациях, снижение себестоимости строительства и соблюдение требований охраны окружающей среды в городах.

Большой вклад в развитие научных исследований в послевоенный период внесли В. Ф. Бабков, А. К. Бируля, Н. В. Горелышев, А. Н. Защепин, Н. Н. Иванов, А. М. Кривисский, Е. А. Меркулов, В. К. Некрасов, И. В. Орнатский, Н. А. Пузаков, В. М. Сиденко, А. В. Сигаев, А. Е. Страментов, М. С. Фишельсон, Н. Я. Хархута, Н. Ф. Хорошилов, С. В. Шестоперов и многие другие ученые.

За годы Советской власти в СССР образовалось свыше тысячи новых городов, а число поселков городского типа увеличилось до 4000. Ежегодно в нашей стране строится не менее 6 тыс. км дорог, что позволило довести общую протяженность городских дорог и улиц до 350 тыс. км. Однако даже при таких темпах строительства улично-дорожная сеть городов пока не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Тенденция к увеличению городского населения и росту городов в СССР носит устойчивый характер. Это неизбежно приведет к дальнейшему развитию существующих и созданию новых городов, а следовательно, к значительному увеличению объемов строительства и реконструкции городских дорог и улиц.