Управление городским дорожным строительством
- Принципы и методы организации дорожно-строительных работ
- Управление качеством при строительстве дорог
- Экономико-математические и сетевые методы организации, планирования и управления строительством
Строительство новых и реконструкция старых улиц и городских дорог осуществляются в соответствии с генеральным планом города, проектами детальной планировки, проектами застройки отдельных районов и зон города. При развитии улично-дорожной сети учитывают административное, народнохозяйственное и культурно-историческое значение города, а также его местоположение, природно-климатические условия, наличие памятников архитектуры, культуры и другие факторы.
Существуют различные способы организации капитального строительства: хозяйственный, подрядный и смешанный.
Хозяйственный способ заключается в том, что организация или предприятие ведет строительство своими силами, для чего на период строительства создает собственное строительное подразделение.
При подрядном способе строительство выполняется силами специализированных строительно-монтажных организаций, действующих на хозрасчетных началах. Они выполняют работы по договору подряда с заказчиком, которому выделены средства на сооружение данного объекта. Подрядный способ обладает рядом преимуществ перед хозяйственным. Во-первых, разделение функций исполнителя (подрядчика) и заказчика позволяет установить необходимый контроль за сроками и качеством выполнения работ. Во-вторых, подрядная организация, располагая квалифицированными кадрами и специализированной техникой, в состоянии выполнить строительные работы более быстро, качественно и с меньшими затратами. Поэтому применение хозяйственного способа в строительстве допускается только при отсутствии свободных мощностей у местной подрядной строительной организации или при нецелесообразности создания в данном регионе новой строительной организации.
В ряде случаев возможно применение смешанного способа строительства, когда часть строительно-монтажных работ выполняется хозяйственным способом, а часть — подрядным.
Сооружение объектов в городах может осуществляться строительными организациями различной ведомственной подчиненности. При этом для устранения узковедомственного подхода при строительстве жилых домов, объектов культурно-бытового и коммунального назначения в городах создается служба единого заказчика. Его функции возлагаются на управления (отделы) капитального строительства городских исполнительных комитетов Советов народных депутатов (горисполкомов).
Управление (отдел) капитального строительства совместно с плановой комиссией и Управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры горисполкома участвуют в разработке проектов пятилетних и текущих планов капитального строительства, проектов пятилетних планов размещения строительства, выполнРис. 2.2. Схема управления строительством городских дорог и улиц в крупнейших городахемого в городе подрядным способом за счет средств, передаваемых службе единого заказчика ведомственными предприятиями и организациями.
Заказчик участвует в подготовке заданий на проектирование объектов, оформляет договоры на выполнение проектно-изыскательских работ, осуществляет приемку проектно-сметной документации. В обязанности заказчика входят также оформление генеральных и годовых договоров подряда на капитальное строительство, подготовка разрешения на отвод земельного участка под строительство, а также получение ордера на производство подготовительных и строительных работ.
Заказчик должен обеспечивать строительство финансовыми ресурсами, технологическим и инженерным оборудованием, некоторыми строительными материалами.
Непосредственно в процессе строительства заказчик осуществляет технический надзор за ведением строительно-монтажных работ, а после завершения строительства назначает рабочую комиссию для приемки объекта в эксплуатацию и производит расчеты с подрядчиком за выполненные работы.