Осушение зеленых разделительных полос и технология их устройства

Страницы: 1 2 3 4

В настоящее время разделительные полосы большей частью устраивают вогнутого очертания, что повышает безопасность автомобильного движения. Поверхностная вода с этих полос не загрязняет проезжую часть, особенно грунтовыми частицами. Значит во влажное время года не снижается сцепление колеса с покрытием.
Однако при вогнутом профиле ухудшается водно-тепловой режим земляного полотна. Осадки приникают вниз и увлажняют рабочий слой земляного полотна (рис. 9.5, а). На полосах обычно скапливается снега в полтора раза больше, чем на площадках гидрометеослужбы. Даже в январе под толщей снега растительный грунт обычно находится в талом состоянии. В период оттепелей, и особенно весной, снег тает и вода проникает в корыто проезжей части, увлажняя дополнительный слой дорожной одежды. Если имеется дренаж мелкого заложения, то устраняется процесс инфильтрации воды в дополнительный слой дорожной одежды.

схемы устройства зеленых разделительных полос
Рис. 9.5. Схемы устройства зеленых разделительных полос
а, в, г — при односкатной проезжей части; б — при двухскатной; 1 — дренирующий слой; 2 — покрытие и основание; 3 — дренаж мелкого заложения с трубчатой дреной; 4 — направление движения проникающей поверхностной воды; 5 — полосы безопасности; 6 — снег; 7 — плодородный грунт; 8 — депрессионная кривая; 9 — дополнительный слой основания; 10 — синтетическая плотная пленка; 11 — ось полосы; 12 — глина с числом пластичности Ф≥27


Исследованиями В. В. Боровикова, Т. А. Фетисовой и других (МАДИ) установлено, что в дружную весну с зеленых полос в дренаж мелкого заложения инфильтруется вода в количестве до 3—3,5 л/сут на 1 м2 их площади. Значит еще в период схода снегового покрова, когда зеленое полотно находится в мерзлом состоянии, дренажи перехватывают воду, инфильтрующуюся с полос зеленых насаждений.
Следовательно, устраняется боковой приток ипфильтрующейся воды (рис. 9.5, а и б). Чтобы уменьшить ее количество, вдоль полос зеленых насаждений укладывают краевые бетонные плиты, иногда называемые полосами безопасности; часто плиты перекрывают асфальтобетоном с нанесением маркировочной линии. За пределами полосы безопасности создают плотный травяной покров с мощной корневой системой. Такие поперечные профили применяют на скоростных дорогах, особенно пригородных, без борта с разделительными полосами, укрепленными травяным покровом. При этом влажность грунта даже во влажные периоды года всегда меньше, чем в случае отсутствия травяного покрова.
Часть поверхностной воды растительный покров испаряет, а часть транспирируется. При продольном уклоне более 50 ‰, согласно исследованиям МАДИ, не менее 33 % выпавших осадков стекает вниз. Если грунты легко размываемые (лёссы, лёссовидные суглинки), то в нижней трети участка разделительной полосы непосредственно на синтетическую ткань в виде треугольного лотка укладывают бетонные плиты. Швы заделывают битумной мастикой, применяемой при строительстве цементобетонных покрытий.
В местах вогнутых вертикальных кривых предусматривают водоприемник для сбрасывания воды в водосточную сеть.
На участках с продольным уклоном менее 10—15 %, при связных грунтах и раздельном земляном полотне, проходящем в низких насыпях, воду с зеленых полос сбрасывают в поперечную асбестоцементную трубу, диаметр которой устанавливают гидравлическим расчетом (рис. 9.6). Если высота насыпей более 3 м, воду из поперечного сброса удаляют по телескопическому лотку. Расстояния между поперечными сбросами рассчитывают.
На участке I типа, когда не предусмотрен дренирующий слой, для устранения процесса инфильтрации на разделительной полосе укладывают синтетическую пленку толщиной не менее 0,5 мм (см. рис. 9.5, б). Вместо пленки иногда устраивают водонепроницаемый экран из глины с числом пластичности не менее 27. Плотность ее должна составлять не менее 1 (см. рис. 9.5, в). Но при этом усложняется технология производства работ.


Строительство дорог