Принципы и методы организации дорожно-строительных работ

Страницы: 1 2 3 4

Городские дороги и улицы существенно различаются по своему назначению, техническим параметрам, продолжительности строительства, расходу необходимых для строительства ресурсов. Однако строительство любого объекта должно осуществляться с соблюдением общих принципов, отражающих политику партии и правительства в области капитального строительства, научно-технический прогресс и требования социалистической экономики. К основным принципам организации строительства на современном этапе относят:
1)       выполнение работ в строгой технологической последовательности и в сроки, обеспечивающие своевременный или досрочный ввод объектов в действие;

2)       осуществление строительства при минимальных затратах трудовых, материально-технических и денежных ресурсов;
3)       применение индустриальных методов строительства, комплексной механизации и автоматизации, сборных изделий и конструкций, прогрессивной технологии, экономичных материалов;
4)       концентрацию и специализацию производства;
5)       повышение ритмичности строительного производства;
6)       обеспечение высокого качества строительства;
7)       обеспечение требований охраны труда;
8)       обеспечение требований охраны окружающей среды.

Работы по строительству городских дорог и улиц подразделяют на строительно-монтажные, подсобные, вспомогательные и обслуживающие.

В процессе выполнения строительно-монтажных работ образуется основная продукция дорожного строительства — городские дороги, улицы, площади, автостоянки, пешеходные и транспортные пересечения и т. д. В свою очередь строительно-монтажные работы делятся на подготовительные, основные и заключительные.

К подготовительным относятся работы по подготовке фронта основных работ: ограждение территории строительства, привязка и разбивка осей сооружений, расчистка полосы отвода, вертикальная планировка строительной площадки, устройство временных сооружений и т. п. (Более подробно состав работ подготовительного периода рассмотрен в гл. 3 и 4.)
После окончания работ подготовительного периода приступают к выполнению основных строительно-монтажных работ, включающих прокладку подземных инженерных сетей, возведение земляного полотна, устройство дорожной одежды на тротуарах, местных и основных проездах, сооружение пешеходных и транспортных пересечений, устройство освещения и т. д.

В зависимости от вида и типа сооружаемых объектов основные строительно-монтажные работы могут иметь линейный или сосредоточенный характер. Линейными называют работы, распределенные более или менее равномерно по длине улицы (например, устройство дорожных одежд, установка мачт освещения, озеленительные работы, в отдельных случаях земляные работы и т. д.). К сосредоточенным относят работы большой трудоемкости, выполняемые на относительно небольших участках земли (отсыпка высоких насыпей, разработка глубоких выемок, устройство транспортных и пешеходных пересечений в разных уровнях и т. д.).

Заключительные работы предназначены для подготовки объекта к сдаче и вводу его в эксплуатацию. К этим работам относят: установку знаков, указателей и средств регулирования движения; архитектурное оформление улицы или дороги; рекультивацию временно занимаемых земель; ликвидацию временных сооружений и устройств, используемых в процессе строительства.

Необходимые для выполнения основных дорожно-строительных работ материалы, изделия, конструкции и полуфабрикаты могут поставлять специализированные промышленные и собственные подсобные предприятия. К подсобному производству дорожники, как правило, относят цементно- и асфальтобетонные заводы, песчаные и гравийные карьеры, предприятия по приготовлению щебня, эмульсионные и битумные базы, полигоны железобетонных конструкций и т. п.