Управление качеством при строительстве дорог

Страницы: 1 2 3

На современном этапе развития народного хозяйства повышение качества продукции становится одной из важнейших задач капитального строительства. С позиций системного подхода под качеством дорожной продукции подразумевают совокупность свойств, определяющих функционирование такой сложной системы, как водитель — автомобиль — дорога — среда. Важное место в этой системе занимает ее составляющая — дорога. Общую оценку качества строительства городских дорожных объектов и сооружений дает государственная приемочная комиссия исходя из совокупности оценок качества проекта, материалов, конструкций, изделий и дорожно-строительных работ.

При этом качество проекта должно определяться в зависимости от эффективности принятых инженерно-технических, экономических и архитектурно-планировочных решений. Качество же выполнения строительно-монтажных работ и применяемых при этом материальных ресурсов оценивается в соответствии с отраслевыми правилами и инструкциями. При оценке качества работ проверяют соблюдение геометрических, физико-механических и других параметров, предусмотренных проектом, а также требований инструктивно-нормативных документов. В городских условиях особое значение придают соблюдению эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Качество отдельных видов работ и технологических операций в соответствии с «Правилами приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог» оценивается по пятибалльной шкале. С оценкой отлично (5 баллов) принимают работы, выполненные с особой тщательностью, мастерством и техническими показателями, превосходящими показатели, требуемые нормативными документами и стандартами, или при улучшении предусмотренных проектом эксплуатационных показателей без увеличения сметной стоимости соответствующих видов работ.

Выполнение работ в полном соответствии с проектными и нормативными требованиями получает оценку хорошо (4 балла). Если же при выполнении работ были допущены отклонения, не снижающие, однако, технико-эксплуатационных и эстетических показателей проекта, то по согласованию с проектной организацией и заказчиком эти работы могут быть приняты с оценкой удовлетворительно (3 балла).

Качество конструктивных элементов дороги определяют как сумму оценок качества отдельных работ и технологических операций с учетом принятых коэффициентов их весомости.

По этой же формуле может быть рассчитан показатель качества всей построенной дороги. Разработаны коэффициенты весомости отдельных работ и конструктивных элементов для условий городского дорожного строительства. Принято, что в среднем коэффициент весомости равен: для покрытий и оснований — 0,25, земляного полотна—0,2, тротуаров и водостоков — 0,15.

Значение показателя  от 4,51 до 5 соответствует оценке отлично; от 3,51 до 4,5 — хорошо и от 3 до 3,5 — удовлетворительно.

Полученные за определенный промежуток времени показатели качества служат основой для установления уровня качества, достигнутого дорожной организацией.

Учитывая важность проблемы качества и ее многогранность, в СССР создана система управления качеством на трех основных уровнях: государственном, ведомственном и производственном.

Общая государственная политика по вопросам качества в строительстве осуществляется Госстроем СССР, его республиканскими органами, Госстандартом СССР и Госархстройконтролем. На ведомственном уровне управлением качества занимаются отраслевые министерства и ведомства. Каждое ведомство создает свою систему, обеспечивающую проведение единой технической политики во всех подразделениях и организациях отрасли. Замыкающим является производственный уровень, на котором обеспечивается контроль управления качеством непосредственно в строительных организациях, выполняющих строительно-монтажные работы.