Устройство корыта

Корыто для дорожной одежды устраивают одним из следующих способов: вырезая грунт земляного полотна или присыпая обочины. Вырезное корыто устраивают преимущественно в выемках и нулевом профиле земляного полотна. Этот способ применяют, как правило, в городских условиях для дорожных одежд нежесткого типа с бортовым камнем. Если земляное полотно устраивают в насыпи, то при сооружении верхней ее части из местных песчаных грунтов корыто делают с присыпными обочинами, в дальнейшем используемыми под тротуары.

Для устройства врезного корыта в плотных связных грунтах при значительных толщах дорожных одежд (не менее 0,5—0,6 м) применяют универсальный бульдозер. Успешно используют также экскаваторы-планировщики с телескопической стрелой, разрабатывающие грунт корыта с одновременной погрузкой в автомобили-самосвалы. При меньшей толщине дорожной одежды в легких грунтах (I и II группы) иногда корыто устраивают автогрейдером.

Технология устройства врезного корыта включает несколько операций: зарезание грунта, перемещение в конус, вывоз грунта на автомобилях-самосвалах и планировку корыта.

В зависимости от свойств и состояния грунта бульдозер зарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конус высотой не менее 3 м. Затем автопогрузчиком погружают грунт на автомобили-самосвалы и отвозят его. Ковш на телескопической стреле экскаватора-планировщика движется параллельно дну корыта, зарезая и погружая грунт в кузов автомобилей-самосвалов.

Поверхность корыта должна быть такой, чтобы зазор между трехметровой рейкой и грунтом не превышал 5 мм.

Когда корыто устраивают автогрейдером, то на один проход зарезания приходится несколько проходов для перемещения грунта. Скорость движения автогрейдера при зарезании зависит в основном от свойств и состояния грунта. Число круговых проходов для зарезания на одной захватке составляет:
 n=SкКп/Sс
где Sк — площадь поперечного сечения корыта, мг; Sс — площадь сечения снимаемого слоя в плотном теле, м; Кп—коэффициент перекрытия проходов при зарезании, обычно равный 1,1 — 1,3.

Число проходов автогрейдера nпер для перемещения грунта из расчета одного прохода зарезания составляет:
 nпер=nlц/lКп
где lц — путь перемещения грунта по ширине корыта, м; l — то же, за одни проход, м.

Таким образом, рабочий цикл автогрейдера включает один круговой проход по захватке для зарезания грунта и несколько проходов для его перемещения. Объем вырезанного грунта Vг, м3, за рабочий цикл автогрейдера определяют по формуле Vr=2Scl3, где l3 — длина захватки, м.

Следовательно чем длиннее захватка и больше площадь зарезания, тем выше производительность. Длину захватки назначают с учетом особенностей участка и погодных условий. Площадь поперечного сечения снимаемого слоя зависит от свойств грунтов, их состояния и конструкции автогрейдера: для тяжелого автогрейдера Sc = 0,12 ... 0,14 м2 в грунтах I группы и Sc=0,07 м2 в грунтах III группы. Остальные показатели, входящие в формулу, относительно постоянны для грунтов с влажностью, близкой к ее оптимальному значению. Так, скорость движения тяжелого автогрейдера при зарезании грунта составляет 2,2—2,5 км/ч, а при перемещении не менее чем в 2 раза выше. Зная расчетные показатели, вычисляют соответствующее значение производительности автогрейдера.