Возведение насыпей из привозных грунтов

Насыпи нередко отсыпают через овраги и заболоченные участки, а также при подходах к искусственным сооружениям. При этом их не всегда возводят с учетом принципа баланса земляных работ, так как приходится закладывать грунтовые карьеры за пределами городской черты. Дальность перевозки грунтов, например, в крупных городах превышает 10 км, поэтому стоимость насыпей значительна.

В последние годы во многих городах насыпи возводят из различных по свойствам и состоянию отвальных грунтов, получаемых при строительстве подземных сооружений. Дальность их перевозки несколько сокращается, но существенно усложняется технология производства земляных работ (разнородные грунты, различная естественная их влажность, различный размер комков и т. д.).

Чтобы повысить прочностные характеристики грунтов насыпей, надо соблюдать основные правила, изложенные в гл. 7. Отсыпку и уплотнение производят от краев насыпи к середине; только при мокрых (слабых) грунтах и в заболоченной или болотистой местности отсыпку с уплотнением ведут от оси земляного полотна к краям до высоты насыпи 3 м и от краев к середине после достижения ими высоты 3 м. Толщина отсыпаемых слоев не должна превышать ±5 % по отношению к толщине, установленной с учетом типа уплотняющих средств; новый слой грунта надо отсыпать только с разрешения лаборатории, оформляя акт на скрытые работы на каждый отсыпанный и уплотненный слой.

Если дорожную одежду по каким-либо причинам будут устраивать на следующий год, то для предупреждения повышения влажности грунта за счет инфильтрации, увеличивают ширину насыпи по сравнению с проектными отметками согласно рекомендациям гл. 11. При возобновлении работ лишний грунт удаляют.

При возведении насыпи по способу «с головы» грунт, выгруженный из транспортных средств, сдвигают вниз по откосу. Когда толщина слоя грунта над поверхностью воды на заболоченных участках достигает 0,75—1,5 м, насыпь возводят послойно. Тем не менее ее осадка продолжается длительное время, поэтому дорожные одежды устраивают в несколько этапов. Аналогичная технология применяется и при засыпке глубоких оврагов и траншей. Для снижения осадки, особенно при влажных грунтах (We>1,2Wо), насыпи армируют геотекстилем (см. гл. 9).

При применении самоходных скреперов опусканием ковша регулируют толщину отсыпаемого слоя; дополнительно слой разравнивают автогрейдером (см. рис. 13.5).


Рис. 13.5. Схема проходов автогрейдера при планировке верха земляного полотна (стрелками указано направление движения автогрейдера) :
а — грубая планировка верха земляного полотна (I цикл); б — выравнивание верха земляного полотна и образование вчерне проектного поперечного профиля (II цикл); в — окончательная планировка верха земляного полотна по проектным отметкам (III цикл); 1... 25 — номера проходов автогрейдера

При возведении насыпей из чистых песков упрощается технология работ, предотвращается образование верховодки, существенно снижается их осадка и полностью предупреждается морозное пучение. Кроме того, в дождливое время можно продолжать земляные работы. Влажные пески    лучше уплотняются, благодаря чему повышаются их прочностные характеристики и в частности модуль упругости.