Выполнение работ бульдозерами

  • Выполнение работ скреперами
  • Выполнение работ экскаваторами
  • Выполнение работ автогрейдерами
  • Перевозка грунта
  • Устройство корыта
  • Возведение насыпей из привозных грунтов
  • Технологические схемы производства земляных работ
  • Автоматические системы контроля за геометрическим очертанием земляного полотна
  • Насыпи возводят одним из трех способов: послойно, «с головы» и комбинированной отсыпкой (рис. 13.1). Наиболее дешевые земляные работы и наибольшая скорость потока при применении способа «с головы». При этом грунт не подвергается послойному уплотнению, не требуется и соблюдения взаиморасположения грунтов в теле насыпей. Но объем земляных работ в зависимости от высоты насыпей по сравнению с первым способом — послойной отсыпкой — повышается в 1,5— 2 раза. Такие насыпи возводят на болотах, при пересечении водоемов или узких оврагов. Однако осадка грунтов, особенно связных, продолжается несколько лет, поэтому нужны дорожные одежды, устраиваемые в несколько этапов. На первом этапе устраивают переходные покрытия, либо укладывают сборные бетонные армированные плиты. Чтобы уменьшить осадку грунтов, в Северных районах СССР земляное полотно сооружают из местных песков путем гидронамыва. Применяя пляжные откосы со степенью крутизны 1:15 (для крупных рек 1 : 20), возводят прочные и устойчивые насыпи, поэтому дорожные одежды с капитальными покрытиями устраивают в том же году (Архангельск, Сургут, Нижневартовск и др.).
    Независимо от свойств грунтов дорожные одежды с капитальными типами покрытий устраивают в соответствии с установленной скоростью строительного потока.
    Выбирают один из трех способов производства работ в зависимости от природных условий местности и наличия машин, в том числе уплотняющих. Теперь применяют мощные виброкатки, чем достигают значения относительного коэффициента уплотнения грунтов, равного 0,98, на глубине до 1,6 м. Способ возведения насыпей «с головы» используют наиболее часто, особенно в районах с песчаными почвогрунтами.
    Земляные работы, выполняемые бульдозерами, наиболее дешевые по стоимости, если их сравнивать с земляными работами, производимыми скреперами и особенно экскаваторами в комплексе с автомобилями-самосвалами. Применяя бульдозеры с газовоздушной смазкой поверхности скольжения (см. рис. 12.10 и 12.11), производительность труда увеличивают не менее чем на 40 %. Однако эти бульдозеры еще только осваиваются нашей промышленностью.
    Во многих дорожных хозяйствах новаторы успешно добиваются повышения производительности традиционно выпускаемого бульдозера путем усовершенствования его ножа.


    Так, новатор из г. Кудымкара Пермской обл. Г. И. Баталов для уменьшения сопротивления грунта резанию к бульдозерному ножу приваривает бывший в эксплуатации грейдерный нож, имеющий лекальную поверхность и меньшую толщину.
    Некоторые новаторы для облегчения набора грунта перемещают его в насыпь после двух — трех зарезаний. Выработка при этом повышается на 8—10 %, особенно при плотных грунтах и небольшой ширине разрабатываемой полосы [23]. При этом первую (промежуточную) призму грунта оставляют у подошвы насыпи, соединяя ее при последующем проходе со второй призмой и укладывая в насыпь грунт двух зарезаний. Нередко грунт промежуточной призмы перемещают несколько дальше, на бровку насыпи, а затем уже объединяют ее с грунтом второго зарезания, что сопровождается снижением нагрузки на двигатель бульдозера при втором проходе.
    Многие бульдозеристы первые 4—5 зарезаний грунта выполняют на расстоянии до 4—5 м от возводимой насыпи, а следующие 5—6 зарезаний, отступив от предыдущих на 1,5—2 м. После 10—11 зарезаний по всей ширине разрабатываемой полосы грунта бульдозеристы повторяют операцию его набора в той же последовательности — от внутренней бровки к внешней. В результате создается постоянный уклон к насыпи и на 30—50 % повышается производительность труда. Увеличение тягового усилия позволило зарезать грунт более толстым слоем. Путь набора сокращается примерно на 10% по сравнению с обычным зарезанием — ближе к внешней бровке разрабатываемой полосы грунта. В итоге увеличивается выработка на 5—8 %, что представляет большой практический интерес.
    Как известно (см. п. 12.2) с этой же целью целесообразна и сдвоенная работа бульдозеров, а также перемещение грунта по двум смежным траншеям. Вырезав грунт на начальном участке насыпи, бульдозеры сближаются так, чтобы расстояние между отвалами не превышало 15—20 см, и продолжают перемещение грунта общим валом к месту его укладки.
    Отсыпку каждого слоя насыпи начинают с. крайних боковых полос с последующим приближением к оси земляного полотна. Отсыпанный слой с учетом запаса на уплотнение обязательно выравнивают автогрейдером для обеспечения в случае дождя стока поверхностной воды, что особенно важно в районах, расположенных севернее III дорожно-климатической зоны.


    Строительство дорог