Выполнение работ скреперами

Движение скреперов целесообразно организовать по эллиптической схеме (рис. 13.2), обеспечивая развороты без съезда с насыпи. Проходы скреперов обычно распределяют равномерно по ширине насыпи.

При правильной организации работ не требуются вспомогательные машины для разравнивания грунта: регулируя проходы скреперов, достигают достаточно хорошей его плотности (Ко не менее 0,95). При этом снижается стоимость земляных работ по сравнению, например, с разработкой грунта экскаватором и перевозкой его автомобилями-самосвалами.

Коэффициент наполнения ковша зависит от свойств и состояния грунта, а также от условий работы скреперов; его значение повышают одним из следующих способов: 1) ковш заполняют с помощью бульдозера-толкача; 2) два скрепера последовательно заполняют ковши один другого (способ двойной сцепки, часто называемый способом сдвоенных скреперов). О применении этих способов см. п. 12.3.


Рис. 13.2. Схема возможного движения скреперов :
а — перемещение грунта в насыпь; б — то же, в две насыпи; 1 — загрузка; 2—выгрузка

При первом способе и сухом рыхлом песке коэффициент наполнения повышается на 15—20%, при супесчаных и среднесуглинистых грунтах в среднем на 20— 25% и тяжелых суглинках и глинах на 35—50 %- Грунт в ковше скрепера разрыхляется. Коэффициент разрыхления зависит от влажности и плотности грунта (в естественном его залегании). Для сухих песков с плотностью 1,5—1,6 т/м3 коэффициент разрыхления не превышает 1,2, а для связных грунтов при оптимальной влажности и плотности 1,65—1,80 т/м3 его значение чаще всего достигает 1,2—1,3.

Производительность скреперов связана и с радиусом их поворота. Наименьший радиус поворота при объеме ковша до 15 м3 составляет 12 м, а при объеме 25 м3 — не менее 15 м.

Новаторы [23] зарезают грунт большей частью на второй передаче, отключив двигатель от трансмиссии (скрепер движется по инерции). В момент, когда сопротивление резанию превысит силу инерции и двигатель начнет глохнуть, скреперист включает первую передачу, продолжая набор грунта. Когда в работу включается бульдозер-толкач, ковш уже наполнен примерно на десятую долю, а у некоторых даже на четверть. В результате за смену экономятся 35—40 мин рабочего времени и топливо, а также рационально используется мощность двигателя, без перегрузки.

Но данный способ применим при оптимальном числе скреперов, обслуживаемых толкачом (см. рис. 12.15). При дальности рейса в один конец до 1 км толкач в состоянии обслужить около 5—6 скреперов, если мощность его двигателя в 3 раза больше мощности двигателя скрепера.

По данным Всероссийского конкурса новаторов дорожных хозяйств РСФСР [23] при песчаных грунтах используют гребенчатый способ зарезания. Путь набора удлиняется по сравнению, например, с клиновым способом, но ковш наполняется «с шапкой»: образующиеся при наборе гребни грунта препятствуют возникновению перед ножом призмы волочения. В связных грунтах более приемлем клиновой способ зарезания, когда грунт набирают на расстоянии 8—10 м, что особенно важно при зимних работах.

Насыпь возводят послойно вначале на одной ее половине, а затем на другой. Такая организация позволяет применять для движения скреперов на холостом ходу четвертую и пятую передачи и пропускать автомобили по свободной половине насыпи. Грунт разгружают на второй передаче, так как при этом легче отсыпать грунт ровными слоями. При образовании неровностей операторы планируют выгруженный грунт на холостом ходу скрепера.

Чтобы повысить степень уплотнения грунта следы скреперов равномерно планируют по ширине отсыпанного слоя. Оператор А. В. Здоров (Владимиравтодор), применяя шахматно-гребенчатую схему зарезания, оставляет между следами зарезания более широкие, чем обычно (см. рис. 12.17), перемычки грунта (до 1,5—2 м) и срезает их так, что два колеса скрепера при первом и втором проходе двигаются по перемычке, а два других— по следу зарезания. Нож ковша он устанавливает под углом по отношению к краю перемычки и срезает часть ее слева и часть справа от оси. Образующийся гребень грунта срезает лишь при третьем проходе скрепера, одновременно заглубляя нож до уровня предыдущих зарезаний. Затем цикл повторяется. Такой прием ускоряет набор грунта, снижается время зарезания на 2—3 с (из расчета на каждые 5—6 ковшов), сокращается и путь набора на 2—4 м, поскольку значительно уменьшается сопротивление зарезанию и трению грунта о стенки ковша, производительность труда повышается на 2—3%.

С учетом рельефа местности ковшу в момент разгрузки придают наклонное положение, тогда время разгрузки сокращается на 30—40 %.