Защита земляного полотна от промерзания

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Через 2 ч пена затвердевает. Но разливают смолу, предварительно перемешанную с пенообразователем и отвердителем. Плотность затвердевшей пены в зависимости от дозировки смеси смолы изменяется в пределах 40—80 кг/м3.

Если устраивают теплоизоляционный слой жесткого типа (из легкого бетона с заполнителем из стиропора, перлита, аглопорита, керамзита), то смесь приготовляют в установках принудительного перемешивания. При использовании вспененного стиропора плотностью 10— 15 кг/м3 его изготовляют в стационарных условиях из бисерного полистирола, погружая на несколько минут в кипящую воду или подвергая действию пара. Объем исходного сырья при вспучивании увеличивается примерно в 50 раз. В смесителях принудительного перемешивания заполнитель перемешивают с дорожным цементом марки не ниже 500 и различными добавками, назначаемыми с учетом природных условий местности и свойств исходных материалов (см. 2-ю ч. учебника). Чем выше марка цемента, тем меньше его расход и выше морозостойкость материала теплоизоляционного слоя.

Преимуществом такой бетонной смеси является уменьшение потребности в автомобилях-самосвалах. Из 1 т бисерного полистирола получают легкие гранулированные заполнители, обеспечивающие приготовление 10 м3 бетонной смеси. Объем материала приблизительно равен объему получаемой бетонной смеси. Ее укладывают на синтетическую пленку обычными укладочными машинами.

Легкие бетонные смеси нуждаются в уплотнении площадочными вибраторами или виброрейкой. Такие смеси не допускается уплотнять тяжелыми катками, чтобы не повысился коэффициент теплопроводности. Чаще всего достаточно уплотнения, достигаемого современной укладочной машиной. У монолитного покрытия из легкого бетона значительно меньше температурный градиент, чем у покрытия из тяжелого бетона, поэтому плиты меньше коробятся и поперечные швы нарезают реже: через 8— 10 м (см. 2-ю ч. учебника).

По данным зарубежной практики дорожные одежды с основаниями из легких бетонов не менее чем на 15— 20 % дешевле оснований из тяжелых бетонов. У нас стоимость устройства теплоизоляционных слоев, например, из жестких пенопластов толщиной 1 см не превосходит стоимости устройства песчаного подстилающего слоя толщиной 10 см. Поскольку с каждым годом снижается стоимость пенопласта, синтетических смол и бисерного стиропора, а стоимость песка повышается, то в будущем эти материалы будут применяться шире, особенно в районах с суровыми природными условиями. Кроме того, при применении теплоизоляторов снижается толщина дорожных одежд и не менее чем в 2 раза уменьшается потребность в грузовом транспорте. Нужно также учитывать, что повышается срок службы дорожных одежд. На опытных участках МАДИ асфальтобетонное покрытие, уложенное на дорожные одежды с жестким пенопластом толщиной 5 см в районах II дорожно-климатической зоны при пылеватых грунтах земляного полотна, уже в течение 15 лет находится в отличном состоянии. В отличном состоянии находится также асфальтобетонное покрытие толщиной 10 см, уложенное непосредственно на легкий бетон с заполнителем из дробленого пенопласта. Участок эксплуатируется 11 лет.

Но синтетические материалы типа пенопластов и стиропора пока дефицитны, поэтому в ближайшие годы теплоизоляционные слои придется устраивать из местных шлаков, золошлаковых смесей, укрепленных грунтов с легкими заполнителями, туфов, серпентинитов и других дешевых материалов с низким коэффициентом теплопроводности. Шлаки черной и цветной металлургии, преимущественно основные, а также фосфорные и электротермического производства, различные золы, в том числе различные композиции из перечисленных материалов будут применяться наиболее широко. Активные и фосфорные шлаки с большим содержанием окиси кальция, торфяные золы, и особенно сланцевые, вполне пригодны для устройства теплоизоляционного слоя.

Перечисленные материалы и композиции из них применимы и для устройства дорожных оснований.