Пилорама

Теперь поговорим о том, как устроен станок, в котором распиливают бревна и брусья и установлены рамные пилы, т. е. лесопильная рама или попросту пилорама. Принципиальная схема пилорамы проста: кривошипно-шатунный механизм для сообщения пильной рамке возвратно-поступательного движения и вальцовый механизм подачи для подачи распиливаемой древесины (рис. 11). На лесопильных рамах распиливают бревна диаметром 14—80 см и длиной 3,5—7 м. Мы уже говорили о просвете пилорамы (или пильной рамки, т. е. ширине ее между стойками «в свету»). Совершенно очевидно, что диаметр распиливаемых бревен не может быть больше просвета. Поэтому для распиловки тонких бревен выпускают лесопильные рамы с малым просветом (узкопросветные с шириной просвета 500 мм), а для более толстых бревен — средне- и широкопросветные (просветы 630, 750, 800 и 1000 мм).

Читателю понятно, что чем уже просвет, тем пильная рамка легче. Совершает же она возвратно-поступательное движение, при котором возникают большие силы инерции в крайних точках движения — так называемых верхней и нижней мертвых точках. Эти силы воздействуют на шатун и его подшипники и через станину — на фундамент. Приходится использовать специальные, очень прочные роликовые подшипники, сооружать фундамент массой 100—120 т. Такой тяжелый фундамент гасит силы инерции. Если этого не делать, возникающая вибрация будет передаваться на фундаменты стен лесопильного цеха и разрушать их. Более того, случается, что частота вынужденных колебаний фундамента лесопильной рамы совпадает с собственной частотой какого-либо сооружения, иногда даже далеко отстоящего от пилорамы. Чтобы его не разрушить из-за возникающего резонанса, приходится снижать частоту вращения коленчатого вала пилорамы.


Рис. 11. Схема двухэтажной лесопильной рамы: 1 — пильная рамка; 2 — подающие вальцы; 3 — поддерживающая тележка; 4 — подающая тележка; 5 — станина; 6 — привод рамки; 7 — привод механизма подачи; H — высота хода; R — радиус кривошипа; u — скорость подачи бревна

Силы инерции пропорциональны массе движущихся частей, поэтому у узкопросветных пилорам количество ходов в минуту больше, чем у широкопросветных, к тому же мы помним, что при распиловке тонких бревен посылка больше. Поэтому и скорость подачи у узкопросветных пилорам выше. У современных узкопросветных пилорам число ходов равно 380 в минуту, у широкопросветных — 240.

Распиловка бревен требует много энергии. На пилорамах устанавливают электродвигатели мощностью 100—120 кВт. Распиливают на них по 100 м3 и более бревен в смену. Автору хочется обратить  внимание читателя на то, что рабочий, работающий на пилораме (рамщик), подает в распиловку за смену 1000 бревен (иногда и больше), из которых получает по 5—6 тыс. досок. Каждая доска длиной 6—6,5 м, толщиной 19 или 25 мм и шириной 100 или 200 мм имеет отклонение от заданной толщины всего в ±1 мм! Читатель, знакомый с современной техникой, согласится, что такая точность работы встречается не часто и рабочий, обеспечивающий ее, заслуживает признания. А если вспомнить, что от него зависит производительность всего завода, то — признания вдвойне.