Изготовление настила металлических палуб

Для предохранения металлических палуб от коррозии и преждевременного износа, а также для удобства эксплуатации их покрывают деревянным настилом, палубными мастиками, линолеумом и другими материалами. Вид покрытия наружных и внутренних палуб зависит от их эксплуатационных особенностей. Основным покрытием для наружных палуб является деревянный настил — продольный или чаковый, изготовляемый из основных брусков и досок. В продольном настиле на приварных шпильках крепят к палубе все бруски, а в чаковом — продольные и зажимные. Последними крепят к палубе основные палубные бруски (чаки).

Внутренние палубы в жилых, общественных и служебных помещениях покрывают палубной мастикой с последующей наклейкой на нее линолеума. В трюмах палубы покрывают фальцованными досками или деревянными щитами, крепящимися к лагам и фризовым доскам, для внутреннего настила используют доски первого сорта толщиной 40—50 мм, шириной 100—110 мм.

Для наружных палуб применяют бруски отборного сорта толщиной 40—60 мм, шириной 100 мм с радиальным направлением волокон.

Продольный настил (рис. 14.5, б) наружных палуб набирают из досок ватервейса, предназначенного для обноски комингса по контуру стальной палубы, надстроек, люков, механизмов и других конструкций, и основного палубного бруска. Ширина ватервейсовых досок 150—190 мм.

Чаковый настил (рис. 14.5, а) также состоит из ватервейса, продольного бруска (рыбины), зажимного бруска и чак длиной 800— 1000 мм. Оба торца чак торцуют под малку по профилю зажимного бруска (см. рис. 14.5, б).

настилы металлических палуб
Рис. 14.5. Настилы металлических палуб: а — чаковый; б — продольный 1 — ватервейс; 2 — рыбина; 3 — чаки; 4 — зажимной брусок; 5 — приварная шпилька; 6 — смоленая пакля; 7 — заливочный состав; 8 — деревянная пробка; 9 — основной брусок

Палубные доски и бруски обрабатывают на четырехстороннем строгальном станке по заданному чертежом размеру и профилю с допуском по толщине 3—5 мм. На обработанной заготовке недопустимы заколы, срывы и непростроганные места по кромкам.

До установки деревянного настила металлическую палубу испытывают на водонепроницаемость. Перед этим должны быть закончены все работы, связанные с креплением к ней палубных механизмов, устройств и элементов судовых систем, а также сварочные работы. Палубу необходимо загрунтовать железным суриком №71, а палубные бруски и доски с торцов, нижней и боковых сторон (за исключением профиля фальца) — двумя слоями краски ЭКЖС-40 и одним слоем грунта ГФ-020. Участок палубы под настил отгораживают и укрывают с боков и сверху от атмосферных осадков, после чего приступают к набору настила.

При изготовлении продольного настила наружных палуб контурные и отделочные ватервейсовые доски накладывают на шпильки по комингсу контура палубы и металлических конструкций и ударом по доскам размечают места сверловки отверстий для шпилек. Разметив прямые и угловые стыки, доски укладывают на специальную площадку на палубе, торцуют переносной пневматической торцовой пилой по длине на прямой стык и под малку. Все соединения встык должны иметь паз шириной 5—6 мм и глубиной до половины толщины бруска. Профиль стыкового паза обрабатывают пневматической пилой или вручную ножовкой, после чего доски укладывают внутренней стороной вверх и пневматической сверлильной машинкой СМ-5 со сверлом диаметром 10—12 мм сверлят сквозные отверстия. Затем с лицевой стороны доски отверстия раззенковывают сверлом с направляющим центром под гайку с шайбой. На всех ватервейсовых досках с нижней грани, прилегающей к металлу, снимают фаску под сварной шов.

Места установки ватервейсовых досок очищают от мусора и грязи, наносят на них полосы выравнивающей мастики из густотертого железного сурика и доски согласно разметке устанавливают на шпильки и закрепляют гайками с шайбами. Отверстия с закрепленными гайками заполняют железным суриком на 2—3 мм выше шпилек и заделывают пробками на цинковых белилах.

По такому же принципу укладывают настил палубы из основных брусков; при этом соединение палубных брусков с ватервейсовыми досками по обводам выполняют в косой стык.

Установленный настил очищают от мусора (в особенности пазы) и на заранее размеченных небольших участках пневматической машинкой МПК конопатят пазы тремя прядями смоленой пакли. (Прядью называют рыхлый шнур смоленой пакли диаметром 10—15 мм с 10—13 витками на 1 м длины). Оставшиеся незаполненными части пазов от поверхности настила до пакли заливают мастикой № 4 (ГОСТ 7423—55).

В настоящее время пазы настилов деревянных палуб и стыки рекомендуется заполнять специальным заливочным составом ТЭС, который обеспечивает более качественную герметичность паза без предварительной его конопатки. Сначала кисточкой наносят «подслой», а через 1—1,5 ч пазы и стыки заполняют составом (из полиэтиленового ковша). Заполнение должно быть равномерным, исключающим образование раковин и трещин. Жизнеспособность состава ТЭС и скорость его отверждения зависят от температуры наружного воздуха и регулируются изменением количества пасты № 9 и вулканизирующей пасты ДФГ в составе заливочной массы. Участки палубы, где пазы заполнены составом ТЭС, дополнительно огораживают на время первоначального отверждения, которое наступает через 24 ч при температуре 18—20° С. Окончательно состав отверждается через 7—10 сут.

После заполнения пазов всего настила составом ТЭС и окончательного его отверждения с поверхности настила вручную шкрябками удаляют наплывы состава. Затем настил строгают строгальной пневматической машинкой и дважды покрывают горячей натуральной олифой.

Чаковый настил отличается от продольного конструкцией крепления основных палубных брусков—чак. Преимущество этого настила заключается в возможности выполнять торцовку чак и зажимных брусков на обрабатывающих станках в цехе, что в значительной степени уменьшает трудоемкость монтажа настила, а также облегчает его ремонт в период эксплуатации судна.

Подготовительные работы и монтаж ватервейсовых досок при изготовлении чакового настила аналогичны операциям при изготовлении продольного настила. После закрепления ватервейсовых досок параллельно ДП на расстоянии 1000—1200 мм друг от друга устанавливают и крепят рыбины (по принципу крепления ватервейсовых досок). Затем, начиная с носовой или кормовой оконечностей палубы, пространство между рыбинами очищают от мусора, наносят выравнивающую мастику и укладывают первый ряд чак, которые закрепляют на палубе зажимным бруском, имеющим противоположно направленный скос по продольным кромкам относительно профиля торцовых кромок чак. Зажимной брусок крепят к палубе на шпильках гайками с шайбами, укладывают следующий ряд чак и цикл повторяют до полного формирования настила данного участка палубы. Заключительные операции (заливку пазов, строжку и отделку всего настила) выполняют по технологическому циклу продольного настила.

Настил внутренних палуб изготовляют из досок на лежневых и фризовых брусках толщиной не менее 40 мм. Металлическая палуба под настил должна быть подготовлена в соответствии с теми же требованиями, что и для настила наружных палуб. Лаги со всех сторон и доски настила по нижним пластям и боковым кромкам до фальца красят грунтом ЭКЖС-40. Лежневые бруски крепят к палубе на шпильках гайками с шайбами. Между торцами досок и металлическими переборками и комингсами укладывают фризовые бруски, которые крепят к палубе так же, как и лежневые. Доски настила прибивают гвоздями к лежневым брускам, сохраняя равномерный паз шириной 5—6 мм. Набранный настил тщательно очищают от мусора и грязи, а пазы между досками заполняют заливочным составом ТЭС. В некоторых случаях, когда необходим доступ к палубе второго дна через помещение трюма, настил палубы выполняют из съемных деревянных щитов, уложенных в фальцы фризовых брусков. Щиты изготавливают из досок, соединенных между собой по ширине в шпунт и гребень на пазовых шпонках, с металлическими ручками, углубленными заподлицо с поверхностью щита. Масса щита не должна превышать 50 кг.