Механизация отделочных операций

Возросшие требования к качеству отделки судовой мебели и каютного оборудования вызывают необходимость механизации отделочных операций. К наиболее трудоемким относятся шлифование и полирование лаковой пленки.

Для промежуточного шлифования лаковой поверхности (между покрытиями) большое распространение получил виброшлифовальный станок ММС-1, на котором с лаковой пленки удаляют ворс и поверхностные дефекты, незначительно затрагивающие лаковую пленку (8—10 мкм). Станок состоит из станины с вмонтированными неприводными роликами, являющимися опорой транспортирующей ленты, которая приводится в движение редуктором от электродвигателя. Шлифование производят шлифовальной лентой, прижимаемой к лаковой поверхности детали вибрирующим утюжком, колебания которого осуществляются за счет движущегося от привода виброутюжка эксцентрика. Виброутюжок и прижимные рамки в зависимости от толщины детали регулируются подъемным механизмом. На выходе деталь очищается от пыли щеточным барабаном, приводимым в движение от привода механизма подачи деталей. По мере износа шлифовальную ленту перематывают с одной катушки на другую вручную.

Ленточно-шлифовальный станок ШЛПС-2М используют как для столярной обработки поверхности под отделку, так и для промежуточных операций. Станок состоит из станины в виде двух соединенных тумб, на каждой из которых смонтирован шкив. Один из них, приводной, закреплен на валу электродвигателя, другой — ведомый, имеет устройство, направляющее и натягивающее шлифовальную ленту. Для укрепления обрабатываемой детали с внутренней стороны тумб смонтированы суппорты с направляющими, по которым рабочий стол перемещается в горизонтальном направлении. Для настройки на требуемую толщину обрабатываемой детали стол имеет механизм перемещения по вертикали. При включении электродвигателя натянутая на шкивы шлифовальная лента прижимается к обрабатываемой детали при помощи утюжка, шарнирно закрепленного к втулке. Он перемещается по горизонтальному стержню. Для отсоса пыли станок имеет эксгаустерную установку.

Пневмораспылительная установка, для нанесения на поверхность изделия лакового покрытия состоит из пневматического распылителя с лаконагнетательным бачком и камеры для отсоса летучих элементов лака.

В передней части корпуса распылителя установлена съемная воздушная форсунка, через которую проходит распылительная струя. Воздух к пистолету подают резиновым шлангом через масло-водоотделитель под давлением (4—5)·105 Па, а лак через такой же шланг — из лаконагнетательного бака под давлением до 0,5·105 Па. Перед распыляющим соплом струя лака смешивается со струей сжатого воздуха и, выходя из сопла сильной дробящейся струей, наносится на изделие.

Камера обеспечивает отсос летучих элементов лака через вентиляционную установку. Хорошо зарекомендовали себя камеры с гидроочисткой воздуха, состоящие из корпуса, поворотного рабочего места и вентиляционной системы, в которую входят гидрофильтр, воздуховод и вентилятор. Воздух с лаковой «пылью» сначала проходит через лакоуловительную решетку, а затем через две водяные завесы гидрофильтра. Здесь он очищается от частиц лака, находящихся во взвешенном состоянии, и частично от растворителей. Далее воздух проходит через сепаратор, в котором он освобождается от излишней влаги, и через систему вытяжной вентиляции выбрасывается в атмосферу.

Лаконагнетательный бак представляет собой емкость сварной конструкции из сплава АМг, внутри которой находится другая емкость для подогрева лака. Пространство между ними заполняют водой, нагревающейся паровым нагревателем, расположенным на дне основной емкости. Бак закрывают крышкой, на которой установлены электродвигатель с насосом, манометр с редуктором и штуцерная система для подключения шлангов.

Нанесение лака на поверхность детали методом налива осуществляют на лаконаливных машинах. Детали на транспортере подают под наливочные головки машины, положение которых регулируют специальными механизмами как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях. Лак в головки подают из баков по трубопроводам насосными установками. Вытекая из головок в виде завесы, лак при падении на деталь образует на ней сплошную пленку. Излишки лака стекают в лотки, расположенные в станине под наливочными головками, и по трубопроводам возвращаются в баки.

На наливочных головках смонтированы манометрические термометры для определения температуры лака. Для исключения его вспенивания внутри бака находится емкость с наклонными, переходящими одна в другую плоскостями.

Полирование лаковой пленки выполняют на станках ШЛПС-2М фетровой лентой и на барабанных станках тканевыми дисками с использованием полировальных паст. Наиболее широкое распространение получил однобарабанный станок П1-Б, основным элементом которого является диск, набранный из трех гофрированных тканевых шайб, насаженных на фибровое кольцо. Для предотвращения размягчения покрытия во внутренний диаметр каждого диска устанавливают турбинки, обеспечивающие обдув воздухом полируемой поверхности. Полирование осуществляется при соприкосновении вращающегося барабана с деталью, перемещающейся вместе с кареткой. Полировочную пасту наносят на поверхность детали вручную кистью. Давление барабана на деталь регулируют механизмом подъема суппорта. Время полирования щита около 5 мин.