Монтаж деревянных переборок и дверных блоков

В основном корпусе и в надстройках некоторые отсеки разделяют деревянными переборками каркасной или щитовой конструкции.

Каркасную переборку монтируют из брусков обрешетника. Основные горизонтальные бруски устанавливают по палубе и подволоке на приварных шпильках или планках и крепят гайками с шайбами. Вертикальные бруски врезают в горизонтальные на глубину 10—15 мм и крепят к ним в распор с обеих внутренних кромок гвоздями. Расстояние между осями брусков должно быть 500 мм. Перед зашивкой переборки листовыми материалами размечают стыки зашивки и по осям каждого из них (по вертикали и по горизонтали) устанавливают дополнительные бруски, которые крепят гвоздями в распор к основным. Листовые материалы к обрешетнику каркасной переборки крепят шурупами, головки которых следует утапливать. Отверстия под шурупы сверлят пневмомашинкой СП-10.

Диаметр сверла должен быть на 1,0—1,5 мм меньше диаметра шурупа. Если листовой материал крепят самонарезающими винтами, то диаметр сверла должен быть на 0,2—0,3 мм меньше диаметра винта. Шурупы и винты ввинчивают пневмоотвертками РПО-350 или ПО-350.

Щитовые переборки в основном изготовляют из столярных плит толщиной 25—40 мм. После обработки их маркируют и без пригонки устанавливают на судне. Для крепления переборки к подволоке к последней приваривают металлические планки, к которым по длине переборки приваривают угольник. В нем сверлят отверстия для крепления щита на болтах. По палубе переборку крепят шурупами к металлическому комингсу. Между собой щиты обычно соединяют рейкой в шпунт с декоративным стыком шириной 4—5 мм.

Монтаж деревянных переборок показан на рис. 14.3.

монтаж деревянных переборок
Рис. 14.3. Монтаж деревянных переборок: а — каркасная переборка; б — щитовая переборка
1 — горизонтальный брусок; 2 — вертикальный брусок; 3 — дополнительный брусок; 4 — приварная шпилька; 5 — гайка с шайбой; 6 — комингс; 7 — щит; 8 — угольник

Все судовые двери изготовляют блоками, состоящими из полотна и коробки. Дверные блоки устанавливают по дверным проемам в переборках со стороны помещений одновременно с установкой обрешетника под зашивку (там, где это предусмотрено чертежом) и крепят по контуру проема металлических переборок на приварных шпильках гайками с шайбами, а у деревянных переборок — болтами или шурупами.

Установку и крепление дверных блоков к металлическим переборкам рекомендуется выполнять в следующей технологической последовательности (рис. 14.4). Сначала проверяют размер выреза проема по чертежу и в случае его отклонения исправляют. Затем дверной блок устанавливают наружными фальцами коробки по контуру выреза и крепят к переборке в нескольких Местах струбцинами. По плоскости коробки размечают места сверления отверстий под шпильки и пневмомашинкой со сверлом диаметром 10—12 мм сверлят сквозные отверстия. Со стороны коридора или тамбура отверстия вокруг контура выреза зенкуют под сварку, а со стороны помещения в коробке их зенкуют под гайку с шайбой. Шпильки соответствующей длины вставляют в отверстия резьбой в сторону помещения и приваривают к металлической переборке. После этого дверной блок снимают со шпилек, очищают от окалины и грунтуют железным суриком места приварки. Затем дверной блок вновь устанавливают на шпильки и закрепляют. Полотно должно плотно прилегать по фальцу коробки и иметь равномерный зазор с боков и сверху. Для каютных дверей он равен 2 мм, а для наружных — 3—4 мм. Гайки заделывают деревянным пробками на цинковых белилах.

установка дверного блока
Рис. 14.4. Установка дверного блока
1 — полотно; 2 — боковой брусок коробки; 3 — наличник; 4 — приварная шпилька; 5 — зашивка помещения; 6 — нижний брусок коробки